Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 88 
Next page End  

2 ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Чтобы узнать, каким образом кто-либо мыслит, нам необходимо исследовать его взаимоотношения с
другими людьми. Межличностные отношения, с одной стороны, обусловливаются самой природой
вселенной, а следовательно, они подвержены изменениям. С другой стороны, эти отношения определяются
порождениями человеческого общества, например, политическими традициями в данном обществе или
стране. Мы не сможем уяснить себе работу человеческой психики, не поняв в то же время эти социальные
взаимоотношения.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА
Психика не может действовать самостоятельно. Перед ней постоянно возникают проблемы, и
необходимость решать их, как правило, и определяет направление развития психики. Эти проблемы
неразрывно связаны с логикой нашей общественной жизни; требования общества влияют на личность, но
редко позволяют ей влиять на себя, да и то лишь до определенной степени. Однако существующие условия
нашей общественной жизни нельзя пока что считать окончательно сложившимися. Они слишком сложны и
слишком неустойчивы. Кроме того, мы слишком опутаны общественными взаимоотношениями, чтобы быть
в состоянии пролить на проблему психики достаточно света для полного ее понимания.
Единственный выход из этой дилеммы, имеющийся у нас, — это принять логику нашей
общественной жизни на земле как абсолютную истину в последней инстанции, которую следует постигать
шаг за шагом, предварительно исправив все ошибки и промахи, возникшие из-за несовершенства нашей
общественной организации и ограниченности наших способностей. При этом нам следует особо
остановиться на материалистической концепции общества, данной Марксом и Энгельсом. Согласно их
учению, логику мышления и поведения индивидуумов определяет экономический базис общества. Наша
концепция «логики общественной жизни» или «абсолютной истины» отчасти основана на приятии
существующих представлений. Тем не менее история и наше проникновение во внутренний мир личности (а
именно психология личности) учат нас, что индивидууму иногда бывает удобно реагировать на требования
социально-экономической системы неправильным образом. Пытаясь увильнуть от системы, он может
безнадежно запутаться в последствиях своих неправильных реакций. Наш путь к абсолютной истине
поможет нам избежать бесчисленных ошибок.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Правила общественной жизни так же очевидны, как законы климата, которые вынуждают нас
принимать те или иные меры: желание защититься от холода заставляет строить дома, и так далее. О
неодолимой тяге человека к обществу и общественной жизни свидетельствуют институты, формы которых
нам не обязательно понимать до конца, например — религия, где совместное богослужение связывает
членов общины между собой. Хотя условия нашей жизни определяются в первую очередь непреложными
законами вселенной, в дальнейшем эти условия устанавливаются общественной и общинной жизнью людей
и законами и правилами, которые она создает. Нужды общества определяют все межчеловеческие
отношения. Общественная жизнь предопределяет индивидуальную жизнь человека. В истории человечества
нет цивилизации, основы которой не закладывались бы сообща; люди развивались не поодиночке, а
общинами. Это очень легко объяснить. Весь животный мир демонстрирует нам непреложный закон: виды,
особи которых не способны выстоять в борьбе за существование поодиночке, обретают дополнительную
силу благодаря стадному образу жизни.
Дарвин уже давно привлек наше внимание к тому факту, что слабые животные никогда не живут в
одиночку. Нам поневоле приходится отнести человека к таким слабым животным, поскольку человек также
недостаточно силен для того, чтобы жить одному. Не имея орудий, он может оказать разрушительным
природным стихиям лишь самое слабое сопротивление. Даже для того, чтобы попросту не исчезнуть с лица
земли, ему требуются всевозможные искусственные инструменты. Представьте себе, что вы без каких-либо
орудий, кроме голых рук, оказались в первобытном лесу! Ваше положение будет более рискованным, чем у
любого иного живого существа. Люди — существа общественные, а не одиночные. Они не имеют ни
скорости, ни силы, ни зубов хищника, ни зорких глаз или острого слуха, которые предупреждают об
опасности других животных. Чтобы обеспечить свое существование, человечеству требуется целый набор
различных инструментов. Как наш режим питания, так и наши физические характеристики и наш образ
жизни требуют использования таких инструментов.
Таким образом, нам следует осознать, что человек способен выжить только в особо благоприятных
условиях. Эти благоприятные условия удалось создать благодаря жизни в обществе. Жизнь в обществе стала
необходимостью, поскольку существование общества и разделение труда, посредством которого каждый
индивидуум подчинял себя группе, обеспечивало дальнейшее существование биологического вида. Только
разделение труда (иначе говоря — цивилизация) способно предоставить человечеству средства к
выживанию. Только освоив разделение труда, люди сумели самоутвердиться. Вспомните, как тяжелы роды
у человека и сколько заботы требуется приложить, чтобы ребенок не умер в младенчестве! Дети могли
получить такой продолжительный уход и заботу только там, где существовало разделение труда. Вспомните
об огромном количестве телесных болезней и расстройств, присущих человеку, особенно в младенчестве, —
Hosted by uCoz