Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 111 
Next page End  

    Важно также отметить, что граница, которую мы условно провели между изменчивой и
неизменной частью Логоса, в реальности не достигается путем регресса и провала в ничто,
ибо всегда в какой-то точке пространства происходит становление нового качества. Поясним
это следующим примером: если нас попросят назвать самое маленькое положительное число,
то мы не сможем этого сделать, ибо такового не существует, так и с изменчивой частью
Логоса, она как качество положительности существует всегда, и ее просто невозможно в
реальности полностью свести на нет (невозможно уничтожить, например, тьму как
выражение цвета, но количество проявлений оттенков разных цветов можно свести на нет).
    Путь избавления от власти ничто есть путь к бесконечному многообразию
(принцип
многообразия через отрицание), этот путь и называется развитием, а направление этого пути
и обозначается нами как воля к превосходству; ибо воля к превосходству проявляется как
целостность непрерывного процесса отрицания, то есть воля к превосходству проявляет себя
как форма, которую принимает процесс непрерывного отрицания за определенное
(длительное) время, эта форма есть форма развития, достигаемая через отношение
превосходства.  
    Если мы за меру развития, которого достигло человечество, возьмем величину
качественного разнообразия нашего бытия, то условно, состояние изменчивой части Логоса в
данный момент времени можно представить на луче с началом в нуле и концом, уходящим в
бесконечность; этот луч можно взаимно однозначно отразить на интервал (0, 1). Таким
образом, в каждый момент времени состоянию развития нашей галактики мы сопоставили
число, которое обозначает качественное разнообразие нашей жизни. Ноль — недосягаемый
предел полного отрицания изменчивой части Логоса, а 1 — максимально возможный уровень
качественного разнообразия, который недостижим, ибо в мире постоянно происходит
забвение определенных качественных проявлений бытия. Таким образом, каждая точка на
этом интервале условно обозначает меру развития нашей жизни, а воля к превосходству есть
отражение направленности развития от ноля к единице. Теперь можно спросить: имеет ли
место на протяжении истории человечества однонаправленное развитие, или возможно были
отходы назад в суммарном, качественном разнообразии? и как близко к единице лежит тот
предел, после которого жизнь человечества «обрушится в ничто», и существует ли вовсе
такой предел разрушения и от чего он зависит?
    Подобное представление дает нам возможность смотреть на бытие мира, как на столбик
термометра, который во вселенском масштабе может колебаться от ноля до единицы, никогда
не достигая этих пределов. Кстати сказать, этот пример демонстрирует идею о вечном
возвращении. 
Модель расширяющейся и коллапсирующей вселенной напоминает Бога (Природы) как
маленького ребенка который сначала тщательно строит, разворачивая бытие, а затем все
ломает почти до ничто, и начинает все заново.  
    Примечание.
К идее о вечном возвращении. Идею вечного возвращения на небольшом
отрезке времени можно проиллюстрировать рождением нового человека. Глядя на ребенка, с
грустью  и радостью осознаешь, что ему придется пройти по жизни тем же путем, что идут
многие: у него будет школа, армия или университет, работа и т. д. Он будет попадать в
жизненные ситуации, в которых оказывались уже люди. Но все же это будет новый человек
со своей судьбой. Элемент новизны всегда присутствует в жизни. Мир постоянно
обновляется. Жизненные процессы как раз и являются необратимыми, ибо им присущ
элемент перманентного непрерывного обновления. Устойчивость форм относительна, она как
скелет, как архетип, как платоновская идея, которая вновь и вновь воссоздает себя. В каждой
точке пространства и времени, в силу принципа отрицания, идет непрерывное изменение, то
есть появляется что-то новое. В силу этого невозможно во времени полное возвращение в
Hosted by uCoz