Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 111 
Next page End  

    Явились звезды в блеске их сиянья!
    Не я ли уничтожил мысли гнет,
    Сорвал тиски филистерства? Свободный,
    Я голос духа слушаю природный,
    Иду, куда свет внутренний влечет,
    Иду, восторга полный! Предо мною
    Свет впереди, мрак – за моей спиною!»
    
    Ответ Мефистофеля (как и самого Гете): здесь и сознанье жизни мудреца, и признание
вышесказанного, и легкая зависть:
    «Иди себе, гордись, оригинал,
    И торжествуй в своем восторге шумном!
    Что, если бы он истину сознал:
    Кто и о чем, нелепом или умном,
    Помыслить может, что ни у кого
    Не появилось в мыслях до него?
    Но это все нас в ужас не приводит:
    Пройдут год, два – изменится оно;
    Как ни нелепо наше сусло бродит,
    В конце концов является вино».
(К молодым зрителям в партере, которые не аплодируют.)
    «Вы не хотите мне внимать?
    Не стану, дети, спорить с вами:
    Черт стар – и, чтоб его понять,
    Должны состариться вы сами».
      Примечание. Цитата из предисловия к «Фаусту» Александра Белецкого: «Для Мюллера
Фауст – «великий человек, осознавший все свои силы, ощущавший узду, в которой держала
его судьба, и всячески старавшийся перегрызть эту узду». Фауст полон одним желанием:
«взлететь как можно выше, быть до конца тем, чем можешь быть, наперекор справедливости
и законам вознестись безгранично над самим собою». Монологи Фауста у Мюллера – это
рычание льва, с которым он сам себя сравнивает: «Все или ничто! В своих желаниях я
ощущаю бога, который трепещет в человеческой плоти… Ненасытный лев рычит во мне:
быть первым и высшим среди людей
       
Боги преображают мир
1
   Христианство рождается из мучений и рабства, как форма, ограничивающая языческую
Природу. Через ад земной как отрицание появляется идея рая небесного, появляется тот миф,
Hosted by uCoz