Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 219 
Next page End  

В данной части книги приведены статьи, позволяющие ощутить живую ткань клинико-
экзистенциальной психотерапевтической работы. Хотя мне приходилось часто помогать психопатам и
невротикам, я решил показать работу с шизофреническими людьми. Это будет логическим
продолжением и иллюстрацией предыдущей части. Также для обычного читателя вчувствование в
нестандартные шизофренические миры, быть может, является наиболее трудным и вдохновляющим.
Нижеприведенные статьи публиковались ранее, здесь я привожу их в дополненном и несколько
переработанном виде.
Обнаженная правда (пример шизофренического творчества)
Не видеть и не понимать значит смотреть глубже.
С. Дали
Введение
О взаимосвязи одаренности и шизофрении идут нескончаемые дискуссии. Если подвести им
краткое резюме, то получается следующая картина. Несомненно, что там, где шизофрения приводит к
душевному опустошению, о талантливости говорить не приходится. Однако в самом начале некоторых
из этих тяжелых случаев (когда болезнь еще только издалека подкрадывается) вместе с легкой
растерянностью, потерей прежних ориентиров воспаляется, обостряется душевная жизнь человека,
переливая свое уже чуть горячечное возбуждение в стихи, мечты, философские поиски. Человек
вспыхивает, чтобы угаснуть и остыть могильным хладом шизофренической апатии.
Имеются мягкие варианты шизофрении, без разрушения личности и психоза, когда болезнь
наряду со страданием вызывает потребность в творчестве, которым больной это страдание осмысляет и
тем самым побеждает или наполняется ярким светом вдохновения, вытесняющим мрак болезни. Мягкая
шизофрения, порой уводя мышление от приземленного здравомыслия, делает его более оригинальным,
объемно многоплановым, способным интересно оценивать события с самых разных, неожиданных
точек зрения одновременно.
Случается так, что больной переносит психотические приступы шизофрении и выходит из них
иным человеком, но без грубого дефекта личности, вынося из бездны психоза стремление исследовать
неведомые ему до того глубины.
Возможно, приступы болезни по-своему помогли творчеству Леонида и Даниила Андреевых, Н.
В. Гоголя, Ф. Гойи, М. Булгакова, Карла Юнга и многих других. Нередко в психозе больной проживает
всем своим существом то, о чем лишь рассуждают кабинетные философы и теологи. Вспомним
шведского ученого и мистика Э. Сведенборга, который на основе психотических откровений создал
грандиозно-фантастическую картину Вселенной.
В чем же особенности шизофренического творчества? Оно может выражаться непостижимо
апокалиптической глубиной страдания (картина Э. Мунка «Крик», стихи экспрессионистов), может
переносить нас в зловеще красочное инобытие, интригующее своей вычурной таинственностью, порой
с выворачиванием мира наизнанку (С. Дали и другие сюрреалисты). Иногда это холодящая душу, как бы
ожившая омертвелость (отдельные картины Босха, Пиросманишвили). Характерен магический реализм,
когда фантастическое и земное не противопоставлены, а удивительно сливаются в одно волшебно-
страшноватое целое (рассказы Э. Т. А. Гофмана, Эдгара По, эпизоды из «Мастера и Маргариты» М.
Булгакова).
При шизофрении происходит расщепление, раскол души (это отражено в самом названии
болезни), но когда это выражено только в намеке, то проявляется характерологической мозаикой.
Поясню. В человеке одновременно причудливо сочетаются разные характеры. Этим объясняется особая
сила шизофренического творчества, так как оно черпает свое богатство из характерологической
многогранности автора /68, с. 7-8/. И тогда в произведении можно одновременно увидеть напряженную
атмосферу и склонность к детализации эпилептоида, застенчивость и аналитичность психастеника,
Hosted by uCoz