Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 100 
Next page End  

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а,
следовательно, — и его любовь к людям.
Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным цветом.
Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но более темных
оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда королевские особы больше
не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах, сохранился обычай «пурпурного траура» в
западноевропейских королевских домах.
Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов и
философ Н. Кузанский называл фиолетовый «гармонией противоречий». Знаком
кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий (голубой) для
христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение,
благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.
В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше «земным», означал
жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве (E.
Levi — 1920). Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения — коварства,
искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета, что,
возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности
человека).
Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха (красный
в определенных ситуациях также символизировал грех — неправедную кровь), дьявола и
ада, а также — смерти. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и
даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому черный стал
цветом монашества.
Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в
раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность,
убогость, мерзость и т.д.
Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это касается,
прежде всего, средневековой алхимии. Цвета в алхимии делились на «высшие» и
«низшие». К «высшим» относились цвета известной нам «триады» — белый, черный и
красный. Они символизировали три стадии «Великого Превращения»: первичную
материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный) результатом которого было создание
«камня» (золотой). Черный соответствует стадии брожения, гниения, затемнения,
раскаяния; белый — состоянию просветления, восхождения, откровения и прощения;
красный — ступени страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу (Х.Э.
Керлот — 1994). Главным, исходным цветом (порождающим все остальные цвета) в этой
триаде считался черный. Оставшиеся цвета входили в группу «низших» или «вторичных».
В алхимии существовала цветовая систематика химических элементов и специфические
цветовые наименования. Например, серебро именовалось «белой королевой»
(В.Л.Рабинович — 1979). 
1.5.2. Цветовая символика ислама.
В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития,
характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего
Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама много оригинального.
Hosted by uCoz