Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 100 
Next page End  

Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет
становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров
представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман
о земной и небесной жизни.
В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага,
божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом.
Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из «Тысяча и одна ночь» белый
называется «лучшим из цветов».
Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Считался
лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали и негативные
значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.
Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других культурах.
Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».
Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др. Считалось, что
они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную
страсть. Вера в «великую силу красного» была настолько сильной, что считалось за
лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным,
которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были
широко распространены «красные символы», например, красная роза означала страстную
любовь (Л.Н. Миронова — 1984).
Почитаемым и «священным» считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый
символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали
жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. По данным А.Е. Ферсмана (1975),
драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.
Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их
трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый — цвета мистического
созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение
обманчивости земной жизни, миража (Хосров).
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь
негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень
храма Кааба — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени
аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации:
грязи, греха, злых дел.
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам
является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнен,
нечист, «грязен», то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в
Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они —
цвета несчастья и нищеты. Серый — цвет пыли и праха, противоположность яркого,
разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования. 
1.6. Ренессанс
С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления
капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои
Hosted by uCoz