Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 300 
Next page End  

ству — которые действительно к нему близки в том смысле, что животным и примитивным
народам равно свойственно непризнание закона, тесно связанное с предельно строгим
соблюдением установленных правил и форм поведения по отношению к другим животным, к
людям, к занимаемой территории.
Прелесть животных вся без остатка, вплоть до узорчатой орнаментации их тел и их танцев,
— плод целого хитросплетения ритуалов, правил, аналогий: это не случайная прихоть
природы, но полная ее противоположность. Все связанные с животными атрибуты престижа
имеют ритуальные черты. Их "природные" наряды сходятся с искусственными нарядами
людей, которые и без того всегда склонны были присваивать их в своей обрядности. Маски
потому в первую очередь и преимущественно изображают именно животных, что само
животное изначально есть ритуальная маска, изначально воплощает собой игру знаков и
стратегию наряда, как это имеет место и в человеческих обрядах. Сама морфология
животных, их масть и оперение, их жесты и танцы — все это служит прообразом для
механизма ритуальной эффективности, т.е. системы, которая никогда не бывает
функциональной (репродукция, сексуальность, экология, миметизм: эта пересмотренная и
исправленная функционализмом этология отличается лишь своей исключительной
убогостью), но изначально имеет черты церемониала, разыгрывающего престиж и власть над
знаками, образует цикл обольщения, в том смысле что
162
Hosted by uCoz