Итак, есть два синхронных момента обольщения, или два мгновения одного момента:
необходимо востребовать всю взыскательность молодой девушки, мобилизовать все ее
женские ресурсы, но вместе с тем оставить их в подвешенном состоянии конечно же, не
пытаться застигнуть ее врасплох за счет ее инертности, в пассивной невинности; необходимо,
чтобы в игру вступила свобода девушки, потому что эта-то свобода, увлекаемая своим
внутренним движением, следуя собственной изначальной кривизне либо внезапному изгибу,
запечатленному в ней обольщением, и должна как бы спонтанно достигнуть той точки,
неведомой для нее самой, где она гибнет. Обольщение это судьба: дабы она свершилась,
требуется полная свобода, но также и то, чтобы свобода эта всецело тянулась, как
сомнамбула, к собственной гибели. Девушка должна быть погружена в это второе состояние,
которое дублирует первое, состояние прелести и самовластия. Подстрекнуть это сомнам-
булическое состояние, в котором разбуженная страсть, хмельная сама собой, падет в западню
судьбы. "Глаза смыкаются, кругом настает ночь, а внутри ее светлый день!"
Умалчивание, запирательство, самоустранение, искажение, разочарование, передергивание
все нацелено на то, чтобы вызвать это второе состояние, тайну истинного обольщения.
Если обольщение заурядное цепляет настойчивостью, то истинное окручивает отсутствием
точнее, изобретает что-то вроде искривленного пространства, где знаки, сбитые со своей
траекто-
191
|