Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 99 
Next page End  

56
Алгоритм восприятия
смысловой партитуры фрагмента текста
Алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста представлен на рисунке 24. Этот
алгоритм предполагает осмысление процесса восприятия текста в виде его объемно-образного
представления. Работать над развитием невербального, образного мышления мы начали еще в
программе «Доминанта 2000 года», затем продолжали эту работу в программе «Сатори».
Итак, в разбираемом алгоритме выделяется ряд аспектов. Мы уже говорили в наших прежних
программах об идее многократного чтения текста, которая была предложена выдающимися
библиографами в XIX в. Каждый текст читается трояким образом. Первый раз — читать и не
понимать. Второй раз — читать и понимать, что написано. Третий раз — читать и понимать то,
что не написано, т. е. как бы подтекст.
Есть произведения, тексты которых целиком построены именно на выявлении подтекста или
как бы второго слоя. Например, такое выражение: «Масло уже заготовлено. Скоро наступит
конец». Что означает эта фраза? Ну, да совершенно верно «Мастер и Маргарита». Герой попал под
трамвай и погиб. Почему он попал под трамвай? Аннушка разлила масло, он поскользнулся, попал
под трамвай. Это хрестоматийный факт. Вот почему, когда говорят эту фразу, все смеются,
понимая подспудный ее смысл, что, естественно, вызывает удивление у тех, кто не знаком со
знаменитым произведением М. А. Булгакова.
Наша русская классическая литература отличается богатством внутреннего содержания.
Многоаспектность содержания может быть выявлена только в процессе сложного логико-
семантического анализа. Предлагаемый алгоритм как раз и решает такую задачу.
Первый аспект — референтно-коммуникативный. Что означает референтный? Реферат
это обзор, а коммуникация — это путь сообщения, т. е. речь идет о пути считывания, начале
восприятия текста.
Второй аспект — логико-семантический. Мы постоянно говорили вам о том, что развиваем
невербальное мышление, т. е. образное. Но когда мы читаем научно-технические или научно-
популярные тексты, нас, конечно, интересует содержание, смысл и логичность изложения. .
Третий аспект — лексика и грамматика. Мы с вами уже много говорили о том, что живость
языка определяется словарным запасом, которым располагает тот или иной писатель. Разно-
образие лексического состава и является отличительной особенностью хороших текстов.
Грамматика не имеет для нас столь существенного значения. Мы с вами знаем, что очень много
текстов построено с нарушениями грамматики, что не мешает опознавать смысл.
     Четвертый аспект — эмоционально-экспрессивный, имеет чрезвычайно важное
значение. Тексты, построенные однообразно, монотонно, нудно, не воспринимаются, читаются
медленно. И это имеет отношение не только к текстам художественным. Любые тексты, и учебные
прежде всего, должны читаться с интересом. Мы готовим сейчас новое, более занимательное из-
дание учебника «Учитесь быстро читать», стараясь, чтобы его тексты не только были
познавательными, но и способствовали эмоциональной разрядке.
И наконец, последний, завершающий блок — смысл подтекста, т.е. то многообразие второго
плана, которое всегда имеет хороший текст. Итак, мы выявили пять блоков алгоритма смысловой
партитуры текста (см. рис. 24). Причем они распределены не только по вертикали, но и по
горизонтали. Одновременно идет обработка текста и первого блока, и пятого, и четвертого, и
третьего. В середине алгоритма — второй блок.
Мы предлагаем вам сейчас просто зафиксировать названия его блоков и поразмышлять. Не
утруждайте себя сейчас попыткой формального приложения алгоритма к чтению конкретных
текстов. Читая тексты, постоянно представляйте себе, говорите себе: вот здесь есть каждый из
этих аспектов. Придет время, и алгоритм «заработает». Так же как и многие другие алгоритмы
программы «Ультра-рапид», он должен быть на сознательном уровне усвоен, а затем как бы
отодвинут для применения впоследствии на подсознательном уровне.
Hosted by uCoz