Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 96 
Next page End  

Неформальные роли первого эшелона
Неформальная роль «двигатель группы» (P)
Человек, который претендует на эту роль, должен быть очень работоспособным и выносливым.
Он не может не работать и своим примером включает в работу других. Двигатель группы практически
всегда находится в движении, не терпит лени и расхлябанности. Да он практически и не умеет
отдыхать. Все его усилия направлены на поддержание рабочего ритма в группе.
Несмотря на всю свою энергичность, человек, выполняющий P-роль, не является неформальным
лидером группы. Он — ее двигательный, а не силовой центр. P-типы нередко бывают начальниками, но
это скорее выражение формального, официального лидерства, чем группового. Двигатель группы
великолепно задает темп движения, но с трудом меняет его направление, а это основное требование
ориентации в коммуникативном пространстве.
Истинный критерий лидерства, как считали еще в древности, — его незаметность, то есть опять-
таки неформальный характер. По-настоящему умелый лидер так отлаживает коллектив, что тот может
некоторое время решать свои задачи и в его отсутствие (эффект «автопилота»). Совсем другое дело в
случае с лидером — двигателем группы. Эта роль очень энергозатратная: при его отсутствии коллектив
быстро сникает, снижает темпы. Происходит то же самое, что и с автомобилем, у которого отключили
двигатель.
Наиболее вероятные претенденты на эту роль — социотипы УПРАВИТЕЛЬ и
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ с развитой функцией P — деловой логикой.
Неформальная роль — «эмоциональный вовлекатель» (E)
Это самый коммуникабельный и экспрессивный участник группы. Причем его стиль общения
должен быть в большей степени напористым, чем успокаивающим. Одной силы авторитета и
двигательного принуждения часто оказывается мало, чтобы коллектив быстро и организованно
включился в работу. Очень важный участок мобилизации коллектива — это «зажигание»,
эмоциональный порыв. Эмоционально вовлеченный коллектив выполняет работу с энтузиазмом, силы у
людей удваиваются и утраиваются.
У неформальной E-роли есть еще и вторая сторона, которую можно обозначить как «разведка
ресурсов». Без этой стороны деятельности эмоциональный вовлекатель способен «перегреть»
коллектив. Энергию его чувств логично направить на внешний мир — завязывание связей и получение
информации обо всем новом, что появляется у соседей. Эмоциональные рассказы об успехах
конкурентов разжигают людей еще больше, настраивают на быстрое продвижение вперед.
Чаще всего в роли эмоциональных вовлекателей выступают социотипы ЭНТУЗИАСТ и
НАСТАВНИК с развитой функцией E — этикой эмоций.
Неформальная роль — «генератор идей» (I)
Им становится только самый нестандартно мыслящий участник команды. От генератора идей
требуется постоянная выдача перспективных догадок и прозрений — таких находок, открытий и
предложений, на основании которых можно строить стратегию долгосрочного развития организации.
Генератор идей отличается от других работников интеллектуальной смелостью и жаждой познания. Его
мозг впитывает в себя всю передовую информацию в самых различных областях науки, техники,
культуры и синтезирует на ее основе свою собственную систему. Он постоянно пребывает в
интеллектуальном поиске, заботы сегодняшнего дня его мало волнуют.
Необходимо уяснить, что генератор идей — это своеобразный противовес лидеру группы. Ведь
инакомыслие, которое является неотъемлемой чертой таких людей, мало кем из руководителей
приветствуется. А ведь за чрезмерным авторитаризмом стоит примитивное игнорирование законов
соционики: чем грубее и насильственнее методы руководства, тем более смелы и увлекательны
рождающиеся в головах интеллектуалов планы и концепции. Кроме того, генератор идей очень
свободолюбив, его нельзя подчинить жесткому графику и нагрузить рутинной работой.
В роли генераторов идей, как правило, встречаются социотипы ИСКАТЕЛЬ и СОВЕТЧИК, с
ярко выраженной функцией I — интуицией возможностей. С заполнением этой функциональной ячейки
Hosted by uCoz