Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 58 
Next page End  

достаточно долго. Поначалу у доктрины есть и сторонники, и враги; но число и
влияние сторонников неуклонно возрастает, пока они  не одерживают верх.  Все
это  время  враждующие четко отдают себе  отчет, в чем  состоит  предмет  их
спора. Неудивительно, что этот  процесс занимает столь долгое время; следует
понимать,  что мы имеем дело с проявлением особенностей массовой психологии.
Всему   этому  нетрудно  найти  аналогию  в  умственной   жизни   отдельного
индивидуума. Человек узнает о чем-то новом,  что  ему предлагают принять как
истину, ссылаясь на определенные доказательства;  это,  однако  противоречит
многим его  эмоциям и подрывает определенные убеждения, в  которые  он свято
верит. Он  колеблется, ищет аргументы, которые позволили бы отвергнуть новые
данные, какое-то время борется с собой, пока не признается:
     "Видимо, это  все-таки верно, хотя мне  трудно  с этим согласиться" Вся
эта  аналогия говорит лишь о том,  что  наше "Эго"  нуждается в определенном
времени,  чтобы проделать  интеллектуальную работу по преодолению  сомнений,
вызванных  сильными эмоциями.  Но данный случай совершенно не похож  на тот,
который мы пытаемся разъяснить.
     Следующий пример, к которому мы намерены обратиться, имеет,  на  первый
взгляд, еще меньше общего с нашей задачей. Случается, что человек без всяких
видимых  для себя  последствий  покидает  место какого-нибудь  трагического,
потрясшего его душу  происшествия - например, железнодорожного столкновения.
Однако с течением времени в его поведении  обнаруживается ряд  физических  и
моторных  симптомов,  которые  можно  объяснить только  пережитым  шоком или
другим  каким-нибудь  воздействием этого инцидента. Такое явление называется
"травматическим  неврозом".  Время,  прошедшее  между  инцидентом  и  первым
появлением симптомов, называется "инкубационным периодом" - прозрачный намек
на  патологию инфекционных  заболеваний.  Поразмыслив,  мы можем заключить -
несмотря на кардинальное различие обоих случаев, - что травматический невроз
имеет некий общий пункт с историей моисеева монотеизма. Этим общим для обоих
является наличие "скрытого периода".  Имеются все  основания думать,  что  в
истории еврейского народа тоже был длительный период, начавшийся с отпадения
от   религии   Моисея,   в  течение  которого   не   видно   никаких  следов
монотеистической идеи, осуждения ритуалов и подчеркивания этической стороны.
Это  наблюдение подготавливает нас к мысли, что  ответ на наш вопрос следует
искать в некой особой психологической ситуации.
     Я  уже  не раз говорил  о событиях в Кадете, где  две  составные  части
будущего  еврейского народа объединились  в принятии новой религии.  Те, кто
пришел из  Египта,  все  еще  сохраняли  воспоминания о  Моисее  и Исходе, и
воспоминания эти были настолько сильными  и  живыми, что эти люди настаивали
на  включении их в историческую  хронику народа. Среди  них могли быть внуки
тех, кто лично знал Моисея, и даже такие, кто все еще ощущал себя египтянами
и сохранял египетские имена. Однако  у них были вполне основательные причины
"подавлять"  в себе  память  о судьбе,  постигшей их  вождя  и законодателя.
Основным стремлением второй части народа было желание восславить нового Бога
и скрыть его чуждое происхождение. Обе стороны были одинаково заинтересованы
в  том,  чтобы  отрицать существование  какой бы  то ни было  предшествующей
религии  и в особенности  ее непривычных идей. Благодаря этому был достигнут
первый компромисс, который вскоре был узаконен письменно;  выходцы из Египта
принесли с собой искусство письма  и  увлечение историческими хрониками. Им,
однако, было еще далеко  до стремления к тому идеалу объективного  описания,
который   выработали  более   поздние  историки.   Поначалу   они   попросту
приспосабливали свои  хроники к  собственным нуждам и  взглядам,  словно  их
совесть  вовсе не отягощало  сознание фальсификации. В результате  появились
расхождения  между  писаной  хроникой  и устным  преданием  (иначе говоря  -
традицией). То, что  было опущено или Изменено  в хронике, могло сохраниться
неизмененным  в  традиции.  Традиция  дополняла  хронику  и  в то  же  время
противоречила ей. Она была меньше  подвержена искажающим влияниям, а может -
и вовсе свободна от них, поэтому она могла быть более правдивой. Впрочем, ее
правдивость была подпорчена большей неопределенностью  и неоднозначностью за
счет  многочисленных  искажений  при устной  передаче от одного  поколения к
другому.  Судьба  устной  традиции  может  быть  различной.  Чаще всего  она
оказывается вытесненной  писаным текстом,  становится все более смутной и, в
Hosted by uCoz