Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 58 
Next page End  

конце  концов,  забывается.  Иногда  традиция  может  сама  стать письменной
версией. Есть и другие возможности, 6 которых мы поговорим позже.
     Наличие  скрытого  периода  в  истории  еврейской  религии  может  быть
объяснено следующим  образом:  те  факты, которые так называемая официальная
писаная история  хотела бы сознательно предать забвению,  в действительности
никогда  не  были  забыты.  Они  сохранились  в  традиции,  которая   всегда
оставалась живой среди  народных масс.  Согласно Селлину, существовала  даже
традиция  в вопросе  о судьбе Моисея, противоречившая официальным хроникам и
находившаяся в  большем согласии с истиной. То же самое, можно думать, имело
место  и  в  отношении других верований,  которые, на  первый  взгляд,  были
отвергнуты после  гибели  Моисея,  то есть в отношении тех  частей моисеевой
доктрины, которые были неприемлемы для большинства его современников.
     Мы сталкиваемся здесь с  примечательным фактом.  Он состоит в  том, что
традиция  вместо того, чтобы с  годами все более ослабевать,  становится все
более  и  более  мощной,  постепенно  пробивает  себе  дорогу в  последующие
варианты  узаконенных   официальных  хроник  и,  в  конце  концов,  делается
достаточно  сильной,  чтобы  оказать решающее влияние  на  мысли  и поступки
людей. Непонятно однако, какие причины породили столь странный факт.
     Факт  между  тем  действительно странен  и  даже  настолько, что вполне
оправдано наше желание заново к нему присмотреться. В нем заключена вся наша
проблема. Еврейский народ отверг религию  Атона,  которую дал  ему Моисей, и
вернулся к  поклонению другому богу,  который мало чем отличался от "баалим"
соседних  племен.  Все последующие  попытки  скрыть  этот унизительный  факт
провалились. Однако религия  Моисея не исчезла бесследно; сохранилась  некая
память  о  ней,  некая традиция,  возможно  - смутная и  искаженная.  И  это
воспоминание о великом прошлом продолжало свою работу в сознании, приобретая
все большую  власть над умами, пока наконец не трансформировало  бога Ягве в
моисеева  Бога и вдохнуло новую жизнь в ту  религию, которую  Моисей учредил
много веков назад. С  такой  ситуацией, когда дремлющая традиция  оказала бы
столь  мощное   воздействие  на  духовную  жизнь   народа,  мы   никогда  не
сталкивались.  Тут  мы  оказываемся  в  области  массовой   психологии,  где
чувствуем  себя  не так уж  уверенно.  Приходится  искать аналогии,  явления
сходной  природы, пусть  даже  в  других  областях.  Но мы  их  найдем, я не
сомневаюсь.
     К тому времени, когда  созрели условия для возрождения  религии Моисея,
греки  уже  располагали богатейшей  сокровищницей легенд  и  мифов  о  своих
героях.  Считается, что в девятом-восьмом веках до  н. э. возник гомеровский
эпос, который почерпнул свое  содержание из этого комплекса мифов.  Находясь
на  уровне  сегодняшней  психологической науки,  мы  давно уже,  задолго  до
Шлимана и Эванса, могли бы поставить вопрос: откуда взялся весь тот материал
сказаний и мифов, который Гомер и  великие греческие драматурги превратили в
бессмертные творения  искусства? Ответ  неизбежно был  бы  таков: видимо,  в
раннем  периоде  своей  истории  греки пережили  времена внешнеполитического
могущества  и  высокой культуры, которые завершились некой катастрофой  (как
действительно говорит  нам история), но  следы  которых  сохранились в  этих
легендах.  Археологические  раскопки  наших  дней подтверждают эту гипотезу,
которая,  будь  она высказана  раньше,  наверняка  была  бы сочтена  слишком
дерзкой.  Эти раскопки доказали существование грандиозной минойско-микенской
культуры, которая  на греческом материке закончилась, видимо, к 1250 году до
н. э.* Более поздние греческие историки почти  не упоминают  о тех временах.
Говорится, что были  дни, когда греки царили на морях,  упоминается имя царя
Миноса, его  дворца  и  лабиринта;  но это и все. От  тех  великих времен не
осталось ничего, кроме традиции, подхваченной великими писателями.
     * Как полагают, в результате грандиозного извержения вулкана на острове
Санторин,  которое  почти разрушило  сам остров  и  вызвало катастрофические
явления  в Средиземном море, на его островах  и берегах. Некоторые  историки
считают,  что  это  породило миф о гибели  Атлантиды; другие  связывают  эти
явления  с "казнями египетскими" и другими  "чудесами"  Исхода.  (Примечание
переводчика.)
Hosted by uCoz