Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 58 
Next page End  

переработанной   второй   -  комбинация,  которая  чревата   многочисленными
повторениями.
     Я мог бы, правда, утешить себя соображением, что поднятая мною проблема
настолько  нова и значительна, что,  независимо даже от того, верно ли  я ее
излагаю,  будет  не таким  уж  большим  недостатком, если  читателю придется
читать о ней дважды. Некоторые вещи заслуживают повторения, да и тогда этого
недостаточно. Однако  несравненно лучше  все же предоставить свободной  воле
читателя - размышлять над проблемой или возвращаться  к  ней еще раз. Негоже
подкреплять  свои  выводы,  лукавым образом  преподнося  одну и ту  же  тему
дважды.  Идя  на  это,  ты  всего  лишь   обнаруживаешь  свою   писательскую
неуклюжесть и вынужден нести  за  это вину. Но,  увы - творческий  порыв  не
всегда  следует благим  намерениям  автора.  Бывает, что книга  растет,  как
хочет, а порой встает перед автором как совершенно независимое и даже чуждое
ему творение.
     2. Народ Израиля
     Коль  скоро  мы  ясно  понимаем,   что  предлагаемая   нами  процедура:
извлечение из традиции только  полезного и отбрасывание непригодного  с тем,
чтобы   затем  соединить  отобранное   в   соответствии   с  психологической
вероятностью - повторяю, коль скоро мы понимаем, что подобная процедура ни в
малейшей  степени  не гарантирует приближения к  истине,  то  вполне законно
спросить,  почему  мы предпринимаем  подобную попытку.  В  ответ я  вынужден
сослаться  на  результаты. Если мы  существенно ослабим строгие ограничения,
обычно накладываемые на исторические и психологические исследования, то этим
можем открыть путь  к уяснению проблем,  и  всегда-то казавшихся  достойными
внимания, а  сейчас - в  свете недавних событий  - снова  приковавшими его к
себе.   Известно,   что   из   всех    народов,   населявших   в   древности
средиземноморский   бассейн,  евреи,   видимо,   -   единственные,  все  еще
существующие  под  тем же  именем  и, вероятно, с теми  же  чертами.  Они  с
беспримерной силой сопротивлялись ударам судьбы и преследованиям, выработали
специфические национальные  особенности и  попутно снискали  себе  искреннюю
неприязнь  всех  прочих  народов. Вполне  естественно желание  лучше понять,
откуда у  евреев такая сила  сопротивления и  как  их характер связан  с  их
судьбой.
     Мы  могли  бы  начать  с  одной  специфической еврейской черты, которая
определяет   их   отношение  к  другим  людям.   Нет   сомнения,  что  евреи
исключительно высокого мнения о самих себе и считают себя благороднее,  выше
окружающих  людей,  от  которых они  отделены,  вдобавок, и  многими  своими
обычаями. При  этом  они воодушевлены  особой верой в жизнь, какую дает лишь
тайное обладание  неким  бесценным даром;  им  присущ своего  рода оптимизм.
Религиозный человек назвал бы это, пожалуй, верой в Бога.
     Нам  известна  причина  такого  их поведения  и природа  их  бесценного
сокровища.  Они  действительно  считают  себя  избранным народом  Бога;  они
уверены,  что  особенно  близки  к  Нему,  и  это наполняет их  гордостью  и
уверенностью. Вполне надежные источники говорят, что они и в эллинистические
времена  вели себя так же.  Иными словами,  еврейский характер уже тогда был
таким, как  сейчас,  и греки,  среди  которых  и рядом с  которыми они жили,
относились  к  этим  еврейским  особенностям  так  же,  как  современные  их
"хозяева" сегодня. Греки относились к  ним так, что кажется, будто  они тоже
верили  в  ту  предпочтительность, на  которую претендовали  сами израилиты.
Когда кто-то  объявляет себя любимцем наводящего ужас отца,  немудрено,  что
прочие братья  и  сестры его ревнуют. К чему ведет такая ревность, прелестно
показано в еврейской  легенде о  Иосифе  и его братьях.  Но  последующий ход
мировой истории как будто бы оправдывает эти еврейские претензии, ибо, когда
позднее Бог  согласился послать людям мессию и искупителя,  он  снова выбрал
его  из  еврейской  среды.  Тут  уж  другие народы  как будто  вполне  имели
основания сказать:  "Они  действительно правы  - они избранный Богом народ".
Вместо  чего  случилось так, что искупление через Иисуса Христа навлекло  на
евреев еще большую ненависть, а сами они не извлекли никакой пользы из этого
вторичного   доказательства  своей   избранности,  поскольку   не   признали
Hosted by uCoz