Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 197 
Next page End  

универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к действительности. Если же
ему приходится изменить эти образы, человек становится мрачным и раздражительным, а иногда
психически больным.
Очень трудно, например, изменить образ собственного тела. Человек, потерявший ногу, не может
успокоиться, прежде чем не пройдет через период мрачности или скорби, в течение которого образ его
тела приходит в соответствие с новым положением вещей. Но даже после этого он сохраняет в глубине
своей психики прежнее представление о самом себе. Через много лет после потери ноги он иногда
видит себя во сне таким, как раньше, и даже временами оступается, забыв о своем недостатке. В таких
случаях процесс скорби, очевидно, не вполне достигает своей цели.
Так же трудно изменить образы родителей. Во сне иногда видят слабого отца сильным, пьяницу-
мать — безупречной, а умерших — живыми. Изменить образ нелегко, и мучительность этого процесса
является одной из причин, по которой его всячески избегают. Когда умирает любимый человек,
требуется значительное усилие, чтобы приспособить свой образ мира к изменившейся ситуации. Это
усилие, именуемое скорбью, весьма изнурительно, оно приводит к усталости и потере веса. Люди в
состоянии скорби нередко встают по утрам более усталыми, чем ложатся вечером, и чувствуют себя, как
будто проделали за ночь тяжелый труд. Они и вправду проделывают за ночь тяжкий труд, меняя свои
психические образы.
Другие образы принадлежат лишь отдельным индивидам в связи с особыми обстоятельствами и
так же трудно поддаются изменению. «Призрак в спальне» — психический образ первой жены — может
испортить мужчине отношения со второй женой. «Мать, открывающая дверь», — психический образ
подслушивающей матери — может сковать эмоциональную свободу женщины даже вдали от
родительского дома. Она всегда чувствует себя так, как будто ее за все порицает отсутствующая или
умершая мать; образ матери она всегда носит в голове, и в этом смысле мать в самом деле
подслушивает.
Другой тип индивидуального образа, способный удержаться и воздействовать на поведение
после изменения вызвавшей его действительности, обнаруживается в истории Нана Кертсан. [Nana
Curtsan —
«куртизанка Нана». (Прим. перев.)] До трагической смерти ее отца Нана была довольно
толстой. Так как у нее не было матери, а отец был пьяницей, она изголодалась по ласке и готова была на
все, чтобы ее найти. В результате она приобрела дурную репутацию, что приводило ее в отчаяние; но
стремление к мужскому обществу стало у нее непреодолимым, а непривлекательная внешность
вынуждала ее идти на крайности.
После смерти отца она сильно похудела, и ее подлинные формы вышли из жировой оболочки,
как стройная, изящная фигура возникает из глыбы камня. Два ее старых приятеля, сын банкира Ролф
Метис и кассир банка Джозайя Толли, были настолько ослеплены ее новоявленной красотой, что
подумывали уже на ней жениться вопреки ее репутации.
К несчастью, Нана не сумела изменить сложившийся у нее собственный образ. Вопреки тому, что
она видела в зеркале и что говорили ей друзья, она продолжала представлять себя физически
непривлекательной девушкой, вынужденной идти на крайности в погоне за мужской лаской. Она не
меняла прежнего поведения. Ролф и Джозайя под давлением родителей отказались на ней жениться, и
Нана потеряла шансы на приличный брак.
История Наны, продолжавшей считать себя «неуклюжей дриадой», прямо противоположна
историям многих женщин преклонного и среднего возраста, все еще видящих себя «чарующими
сильфидами» поры своей юности и ведущих себя в соответствии с этими образами иногда с
плачевными результатами, а при случае — с захватывающим успехом.
Психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. Когда мы
говорим, что кого-нибудь любим, это значит, что образ человека в нашей психике нагружен
конструктивными, нежными и благожелательными чувствами. Если же мы говорим, что кого-нибудь
ненавидим, это значит, что образ этого человека нагружен деструктивными, яростными и
неблагожелательными чувствами. Подлинная сущность человека или то, чем он представляется другим,
оказывает на его образ разве лишь косвенное влияние. Когда вы полагаете, что разлюбили Пангину и
полюбили Галатею, это значит, что вы разлюбили ваш образ Пангины и полюбили ваш образ Галатеи.
Галатея всего лишь облегчает вам построение своего образа, достойного любви. И если вы как раз в это
Hosted by uCoz