Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 119 
Next page End  

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Мы много говорим о регулировании социальных отношений, об управлении
социальными процессами, выработке оптимальных социальных решений и т. д. Но 
существует целая серия очень трудных вопросов, которые, к сожалению, не
получили своего разрешения. Что такое регулирование? Рада чего оно
осуществляется? Кто должен регулировать отношения? Нужно ли их регулировать?
Из-за слабого развития социологии и науки об управлении, которая долгое время
понималась как волюнтаристское управление, эти вопросы не только не ставились,
но даже не подразумевались. И сегодня процесс управления обычно решается
весьма примитивно, с позиции возможного и обязательного его регулирования.
Мы недооцениваем роль социального регулирования на уровне общества и
всегда подходим к этому делу как к некоторому благу. Хотя само понятие
социального регулирования еще далеко неопределенно, но уже сегодня можно
говорить о том, что это не простое дело и не всегда с известными результатами. По
всей видимости, есть определенные рамки реального вмешательства в социальные
процессы, за пределами которых наступают непредсказуемые последствия.
«Аксиомой современного экологического сознания стала мысль о том, что к
процессам, происходящим в природе, к природным системам надо подходить с
крайней осторожностью, помня, что радикальное вмешательство в них приводит к
катастрофическим или во всяком случае непредсказуемым результатам. Не следует
ли социальному и историческому сознанию подняться на этот же уровень?
Согласно марксистской теории, общественное развитие есть естественно
исторический процесс более сложный, чем природные процессы. И системы,
задействованные в нем, так же гораздо сложнее природных систем. Не логично ли
заключить, что к ходу развития общества и саморегулированию социально-
экономических механизмов следует относиться с еще большей осторожностью,
.чем к процессам, происходящим в природе? Быть может, роль человека в истории
должна, в частности, заключаться в осознании и осуществлении этой истины?
Исторический опыт свидетельствует, что попытки глобальных трансформаций,
неизбежно основанные на учете лишь небольшой части бесчисленного множества
связей, а иногда и на чистом энтузиазме или фанатизме, приводят, как правило, к
самым неожиданным, нередко негативным результатам»
37
.
Сегодня мы можем привести примеров необдуманного вмешательства в те
или иные аспекты социальной жизни, например, в жизнь деревни, последствия
которой хорошо известны.
Изучение социальных отношений показало, что, познав законы социальных
отношений, можно решать многие жизненно важные проблемы, решать довольно
успешно, во всяком случае, с точки зрения осуществления производственных
задач. Естественно, возникают предложения и желание, что если познать эти
законы на глобальном уровне, то можно решать самые сложные проблемы и задачи
общества.
                                                                
37
Эфиров С. А. Стереотипы критики и критика стереотипов.//Социологические исследования.
1988.¹1—С. 91.
Hosted by uCoz