Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 92 
Next page End  

решить дифференциальное уравнение или даже осознать его решение без знания
интегрального исчисления, нельзя даже представить себе хирургическую операцию,
не изучив анатомии соответствующей части тела. Между тем вполне можно
читать Бодлера, не прочтя Ронсара, и даже Маркса, не зная Платона. Можно
любить картины Пикассо, не видя произведений Брейгеля... Такая констатация
влечет за собой много последствий, важнейшее из которых в том, что нормальный
ребенок двенадцати - четырнадцати лет может считать себя способным на прямое
общение с любым писателем или философом, потому что может их читать, в то
время как он не способен читать последние труды по математике или молекулярной
биологии.... представляется чрезвычайно полезным приучать всех людей, даже никак
не связанных с научной деятельностью, к мысли о сложности мира. ... достойна
удивления легкость, с которой люди готовы соглашаться с иллюзией, что наука при
всех пороках, какие ей приписывают, обладает большим могуществом".    
 
* * *
     Основное, что дает занятие наукой в правильном смысле этого слова, то это воспитание
привычки думать причем -
думать критически. К.Маркс попытался взять на
вооружение принцип древних "подвергай все сомнению", но можно ли сказать, что сильно
преуспел в его воплощении? 
 
* * *
     На заре своего развития у Человечества было много лет позади и бесконечность
впереди, и хватало здравого смысла не торопиться; был здоровый консерватизм и были
издревле известны последствия "внедрения новаций", с которыми, например, в Китае
боролись путем "усекновения головы" наиболее "умным". Тем не менее, путем "прямого
накопления информации" общество перешло в состояние с высокой
производительностью труда, когда скорость информационных процессов значительно
возросла (так как появилась возможность пользоваться в основном памятью практически
во всех жизненных ситуациях), а разумность (критичность) мышления стала падать
(особенно в общественно значимых системах). В настоящее время, некритичность
восприятия и мышления приводит общество к качаниям. Все кричат "ура!" и кидаются из
одной крайности в другую, примерами чего являются: залив Кара-Богаз-Гол, озеро Севан,
чрезмерные ядерные арсеналы, насаждение диких рыночных отношений, реклама
ерунды и т.п. Как свидетельствует и говорит Ортега-и-Гассет (произведение написано
в 1930 году):
 
"С появлением профсоюзного движения и фашизма в Европе впервые рождается тип
человека, который не хочет ни признавать чужую правоту, ни сам быть правым.
Человек этот просто-напросто, во что бы то ни стало стремиться навязать свое
мнение. Новым является само право на неправоту. Я вижу в этом самое яркое
проявление нового способа существования масс, ибо они решили управлять
общественной жизнью, не имея для этого никаких способностей. Их поведение в
политической жизни отчетливо и уверенно выявляет сущность их души, однако,
чтобы понять ее, надо иметь ввиду интеллектуальную непроницаемость: у среднего
человека появились мысли, но его организм не приспособлен к функции мышления;
средний человек даже не подозревает, в какой части нашего тела обитает мысль, но
он хочет высказать свое мнение. Именно поэтому его "идеи" - это не мысли как
таковые, а вожделения, выраженные в словах; их можно уподобить романсам,
положенным на музыку". 
 
 
Hosted by uCoz