Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 92 
Next page End  

     Ему вторит другой западный мыслитель Ханна Арендт, который после второй мировой
войны "вносит в свою знаменитую книгу  "Происхождение  толитаризма" мысль о том, 
что буржуазное общество становится неуязвимо для критики. Его ругают, развенчивают,
поносят, а оно с удовольствием подхватывает эти разоблачения и развенчания и смакует
собственные мерзости так, что его противники остаются в дураках.  Выходка художника,
который придумал еще один способ  поиздеваться  над разумом и моралью,  стала
товаром - и на этот товар есть хороший спрос.  До ХХ века на подобные вещи спроса
фактически не было: бодлеровские "Цветы зла" и тому подобные вещи находились вне
рынка. Что же случилось? Сам ли авангардизм создал этот новый спрос на жуткое, гадкое,
возмутительное, бесчеловечное, бессмысленное,  антиобщественное? Или прав оказался
Карл Маркс, который предсказывал, что  при капитализме - если он будет жить долго -
товаром становится практически все, что угодно, то есть и чувства, и совесть, и
разум, и прочие ценности, дольше всех сопротивляющиеся  превращению в товар?
       Как бы то ни было, картина перед нами захватывающая и необычайная.
Неистовствуют бунтари, ниспровергают основы. Порядочность, стыд, рассудок,  смысл и
прочее - все подвергают агрессии, грубой и вызывающей прежде,  ....и все более
изощренно-извращенной ближе к концу ХХ века.  Тот, кто сумеет отличиться в этом
издевательстве над  основами социальной жизни и культуры, имеет лучшие шансы
на рынке культуры. Орудия разрушения превращаются в товар, революция - это
нынче не что иное, как могущественный торговый концерн с неплохими
оборотами...."
 
Глава 2
"Проблемы современности" и "Проблемы цивилизации"
 
     Вернемся к вопросам затронутым в предыдущей главе и переосмыслим их еще раз с
несколько иных позиций. Анализируя историю и события последних 200, 100 и особенно
20 лет, приходится все чаще и чаще задавать себе вопрос "В чем дело?" Вопрос,
принципиально отличающийся от навязших в зубах: "Что делать?", "Кто виноват?" 
Классификация наук
 
      В заявленном выше контексте название цикла лекций "Проблемы цивилизации"
говорит само за себя и необходимость изучения подобных вещей не вызывает сомнения,
но опыт развития все той же цивилизации показывает, что вещи, очевидные для одних, не
являются таковыми для других, а сама очевидность порою оказывается ложной. В этом,
собственно, и заключается весь драматизм развития человеческого общества. Поскольку
цикл учебный, то будем помнить, что основная задача, поставленная обществом перед
системой образования, заключается в сохранении
интеллектуального потенциала
человечества в области:
     - производства (чего бы то ни было) и общественных отношений; 
     - искусств и общего развития личности. 
     А для конкретного государства или народа (что практически одно и то же) система
образования является необходимой компонентой его БЕЗОПАСНОСТИ
69[69][69]
. Учась в
школе, институте, работая, человек постигает науки, которые для нас целесообразно
разделить на три группы:
     1. Естественные науки - науки, которые изучают природу; основная особенность этих
наук заключается в том, что объекты природы достаточно просты и стабильны,
существуют реально, а их свойства совершенно не зависят от желания и действия
                             
                 
69[69][69]
- что очень хорошо понимают наши конкуренты и прилагают немалые усилия к ее ликвидации или по крайней мере заметной
трансформации.
Hosted by uCoz