Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 92 
Next page End  

текущего момента, но в долгосрочной перспективе представляется фатальным, не только
потому, что интеллектуальные системы требуют наличия соответствующей среды, обмена
информацией, специалистами и реально работающего института оппонента, что само по
себе является достаточно проблематичным в современных условиях, но и потому, что
стремительно меняется обстановка в мире, и к странам и народам предъявляются
требования использования с максимальным напряжением всего имеющегося в их
распоряжении промышленного, интеллектуального и организационного потенциала;
5) узкая специализация интеллектуальной элиты и деление людей, занимающихся
интеллектуальной деятельностью, по сортам, приводит в конечном итоге к разрушению
единства или, по крайней мере, качества информационного и интеллектуального, а также
нравственного поля: взаимовыручка заменяется взаиморасчетами, человеческие
отношения превращаются в "товарно-денежные" - и все это несмотря на богатейшие
традиции советского периода; последствия такого течения событий предсказать нетрудно
(их мы собственно и наблюдали на примере развала Союза галопирующая инфляция,
деление флота с Украиной и т.п.); 
6) основные функции системы образования: обучение и воспитание - в последнее
время дополнились экономическими - зарабатыванием денег, что ведет к опасности
коммерциализации системы образования, когда людей начнут учить не тому, что
необходимо обществу, а "на потеху публике" (рассчитывать же, что "рыночный"
механизм отбора является достаточно интеллектуальным не приходится: достаточно
взглянуть на массовую культуру и прочие атрибуты рынка); пока что система держится на
установившемся ранее уровне в значительной степени по инерции и традиции; кроме
того, из-за недостаточной конкурентоспособности системы образования с коммерческими
структурами из нее происходит отток наиболее "подвижных" элементов и остаются люди
"не способные" быстро перестраиваться, т.е. профессиональные преподаватели с более
стабильным мировоззрением; 
7) особенность системы образования из-за длительного цикла подготовки
специалиста, не имеющего аналога в других отраслях массовой человеческой
деятельности, в том, что она принципиально должна предвидеть потребности общества в
специалистах и начинать делать это заранее - впрок (заниматься "инвестицией
специалистов"), т.е. система принципиально должна быть подвижной, иметь
существенную избыточность в специалистах-преподавателях высокой квалификации,
которые во время "свободных циклов" могут и должны заниматься наукой, для чего
необходим в республике мощный научно-исследовательский сектор, по возможности с
государственным финансированием, который в нужные моменты может начать
поставлять требуемые педагогические кадры. Обычно систему образования
отождествляют с "системой подготовки кадров" для различных отраслей человеческой
деятельности.
Рассмотрим вопросы, связанные с самоценностью образования.
1. Повышение доли высокообразованных людей в обществе приводит к усилению
конкуренции на "рынке мозгов" и развитию именно интеллектуальных способностей
человека.
2. Диапазон возможностей безработного образованного человека заметно выше, чем
необразованного.
3. Система образования является одной из антитеррористических систем, а высшая -
в условиях безработицы - особенно. 
4. Система высшего образования является экологически чистой как в плане
формирования экологической культуры, так и за счет снижения уровня потребления, так
как по-настоящему образованный человек в большей степени способен ограничивать свои
потребности.
Hosted by uCoz