Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 167 
Next page End  

Поскольку наши ожидания и стереотипы приводят к тому, что мы замечаем лишь случаи,
подтверждающие то, во что мы уже верим, то между гендером и определенными навыками,
способностями или поведением могут возникать иллюзорные корреляции. Люди часто видят такие
корреляции, основываясь на весьма редких, но ярких примерах.
Наши гендерные стереотипы могут влиять на то, как мы ведем себя по отношению к другим
людям, которые, в свою очередь, начинают демонстрировать поведение, соответствующее нашим
стереотипам. Это называется самореализующимися пророчествами.
Гендерная сегрегация в вопросах распределения социальных ролей и выбора друзей
способствует тому, что мы начинаем смотреть на представителей другого пола как на нечто нам
противоположное. Подчеркивание гендерных различий вносит вклад в формирование пристрастного
отношения к своей группе и предубежденного к чужой и провоцирует возникновение конфликтов между
гендерами.
Присущие нам от рождения тенденции обработки информации наряду с особенностями нашей
культуры, в которой подчеркиваются гендерные различия, частично ответственны за гендерную
категоризацию. Кроме того, индивид может испытывать эмоциональную заинтересованность в том,
чтобы видеть гендеры различными, так как частично его социальная идентичность берет начало от
гендерных категорий.
Сильная идентификация с группой может стать мощным источником формирования чувства
идентичности, а принижение достоинств других групп способно повысить самооценку и мотивировать
борьбу, направленную на достижение социальных перемен. При этом конфликты между группами
обычно возникают вследствие преувеличения групповых различий и ощущения угрозы агрессии,
которая всегда сопровождает сильную идентификацию и принижение чужих групп.
Глава 6. Гендер в разных культурах
Панкультурные гендерные сходства. Разделение труда, обусловленное полом. Гендерное
стереотипизирование. Дифференциальная гендерная социализация. Более низкий статус и меньшая
власть женщины. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии. Заключительные замечания. Резюме
Культура — это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых
группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства
коммуникации (Matsumoto, 1994). Воспринимают ли мужчин и женщин в других странах таким же
образом, как в нашей культуре? Во всех ли культурах существуют гендерные роли, и если да, то почему
это так? Существуют ли в гендерных ролях панкультурные универсальные сходства? В начале книги я
отметила, что психологические исследования пола по большей части проводились среди белых
американцев, представителей среднего класса. Социальные психолога все больше осознают потребность
кросс-культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть
универсальной и нам необходимы кросс-культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши
открытия для иных культур (Moghaddam et al., 1993; Triandis, 1994). Другая причина — желание избежать
этноцентризма и предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является
«нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры:
ведь и наше поведение и наши мысли подвержены ее влиянию, а кросс-культурная психология может
помочь определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных
культур (Williams & Best, 1990 b). Кросс-культурное исследование гендера также позволяет нам глубже
изучить роль, которую играет культура в создании и поддержании гендера и гендерных различий.
Некоторые ученые считают кросс-культурное исследование пола важным, потому что полагают,
что на стыке межкультурных различий выяснится, какие черты гендера определяются биологическими
Hosted by uCoz