Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 167 
Next page End  

пола, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем те,
кто подчиняется поло-ролевым стереотипам (Berndt & Heller, 1986; Steriker & Kurdek, 1982). Перри и его
коллеги (Perry et al., 1989), наблюдая за школьниками с 4-го по 7-й класс, обнаружили, что мальчики
ожидают меньшего порицания от родителей за агрессивное поведение, чем девочки. Литтон и Ромни
(Lytton & Romney, 1991) сопоставили при помощи статистических методов результаты исследований
родительской дифференциальной социализации, проведенных с 1966 по 1986 г., и пришли к выводу, что
родители поощряют у своих детей типичные для гендера занятия.
Дифференциальное усиление (Differential reinforcement). Процесс социализации, в ходе которого
приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным
неодобрением.
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это называется
гендерной идентификацией (gender identification)). В это время дети начинают замечать, что мужчины и
женщины стараются по-разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться
разными вещами. Часто взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную идентификацию,
регулярно упоминая гендер ребенка («какой(ая) хороший(ая) мальчик/ девочка») или говоря детям:
«мальчик/девочка так делать не должен(а)». К 7 годам, а часто даже в 3—4 года, дети достигают
гендерной константности (gender constancy) —
понимания, что гендер постоянен и изменить его
невозможно (Bem, 1989; Emmerich et al., 1977; Martin & Halverson, 1983 b). Еще до того, как пойти в
начальную школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках,
одежде, действиях, объектах и занятиях (Serbin et al., 1993).
Как только завершается гендерная идентификация и ребенок начинает замечать различия,
существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к
ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым
лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса, который Колберг в 1966 г. обозначил
термином социализация Я (self-socialization), мальчики обычно подражают поведению мужчин, а
девочки — поведению женщин. Описанное явление называется дифференциальным подражанием
(differencial modeling), и оно согласуется с теорией социального научения (social learning theory) (Bandura,
1977), которая постулирует, что мы можем научиться различным типам поведения путем наблюдения за
людьми и за тем, наказываются или поощряются их действия. Большинство мальчиков в возрасте от
двух до трех лет пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями,
красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики
достигают константности, то понимают, что все эти занятия предназначены для девочек, и начинают
подражать поведению мужчин.
Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить
по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины этого избегают. Пока ребенок растет,
он видит, что именно женщина занимается такими делами, и если ребенок — девочка, то это будет
интересовать ее гораздо больше, чем если бы на ее месте был мальчик. То же самое относится и к
остальной работе по дому, например к стирке. При помощи дифференциального подражания можно
объяснить и тот факт, что мужчины чаще женщин смотрят по телевизору спортивные передачи.
Дифференциальное подражание (Differential modeling). Процесс социализации, в ходе которого
человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе
и начинает подражать их поведению.
Согласно Сметане и Летурно (Smetana & Letourneau, 1984), есть все основания предполагать, что
гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты, чтобы почерпнуть информацию
о поведении, соответствующем их полу. Басси и Бандура (Bussey & Bandura, 1992) обнаружили, что
поло-ролевое поведение маленьких детей контролируется извне, социальным давлением, но затем
ребенок выстраивает свою собственную систему стандартов поведения. После того как это произошло,
ребенок начинает контролировать поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе.
Hosted by uCoz