Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 167 
Next page End  

точки зрения норм, установленных для женщин. Ряд психологов готов создать специальные
поддерживающие программы для подобных ситуаций. Такие программы, разрабатываемые для
определенного типа организаций, предназначены для того, чтобы сделать присутствие в них женщин
или других представителей традиционно недостаточно представленных там социальных групп более
привычным и менее бросающимся в глаза. Однако гендер женщины-менеджера может по-прежнему
оставаться заметным наблюдателям до тех пор, пока ее роль управленца будет требовать проявления
качеств, несовместимых с ролью, свойственной женскому полу (например, проявления
профессиональной компетентности, агрессивности, настойчивости), и пока она будет оставаться в
численном меньшинстве среди сотрудников организации, занимающих аналогичные должности. Фиске
и Тейлор (1984) отмечали, что поведение, выходящее за рамки определенной роли, также привлекает
наше внимание и может инициировать схематичный процесс обработки информации. В конце этой
главы мы обсудим, что тут можно предпринять в качестве поддержки.
Фиске и Тейлор (Fiske & Taylor, 1984) указывали на то, что активация схем частично зависит от
того, как давно они активировались в последний раз и как часто использовались прежде. Чем чаще
схемы активировались в прошлом, тем более доступны они будут для памяти и тем чаще станут
использоваться. Это явление носит название эффекта прайминга. Так, можно ожидать, что подростки и
молодежь, уделяющие большое внимание проблемам секса, будут особенно часто воспринимать других
людей именно с точки зрения их гендера. Часто используемая схема постоянно находится «во
взведенном состоянии» (Fiske & Taylor, 1984). Мы уже говорили о том, что в нашем обществе средства
массовой информации слишком часто привлекают наше внимание к гендерным проблемам. Вполне
возможно, что такие обращения приводят к тому, что наши гендерные схемы находятся во взведенном
состоянии и в полной готовности к немедленной активации. Как утверждала Бем (Bem, 1981, р. 362):
«Настойчивое напоминание общества о важности гендерной дихотомии может сделать гендерную схему
еще более когнитивно доступной».
Прайминг (Priming). Процесс, в результате которого недавние переживания и ассоциации
усиливают доступность той или иной информации.
Результаты многочисленных исследований указывают на то, что гендер является важной
когнитивной категорией, используемой при восприятии человека (Beavais & Spence, 1987; Frable & Bem,
1985; Taylor & Falcone, 1982). Однако время от времени я сталкиваюсь с людьми, которые убеждены в
том, что их восприятие людей не основывается на гендере. И действительно, существуют
индивидуальные различия в использовании гендера как значимого «куска» информации при восприятии
других людей. Согласно Бем (Bem, 1981), человек может считаться использующим гендерную схему в том
случае, если он обладает готовностью сортировать отличительные качества других людей и
информацию о них на основании гендера; в противном случае он относится к индивидам, не
использующим гендерную схему. По мнению Бем (1981), людей, обладающих ярко выраженным мужским
или женским началом, с большей вероятностью можно отнести к индивидам, использующим гендерную
схему. Данная гипотеза нашла подтверждение и в исследованиях, проведенных Худаком (Hudak, 1993).
Происхождение гендерных схем
Откуда же берет начало наша когнитивная категоризация гендеров? Вы уже знаете, что нам от
рождения присуща склонность к категоризации, проводящейся на основе отличительных особенностей
внешних стимулов (как людей, так и ситуаций). Такая разбивка составных элементов окружающего мира
по категориям начинается уже в детстве и составляет суть процесса когнитивного развития. Детство —
это период быстрого схематичного развития и совершенствования. Основная часть жизни ребенка как
раз и посвящается усвоению информации об окружающем мире.
Чтобы облегчить для себя усвоение огромного количества информации, дети прибегают к
категоризации.
«"Мужское" и "женское" являются дихотомными, исчерпывающими, отличительными
Hosted by uCoz