Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 164 
Next page End  

-
Обычно прошлое воспроизводится легче всего в обобщенной и оценочной форме; это скрывает в
себе опасность субъективизма в показаниях и толковании. Чтобы по возможности избежать этого,
необходимо обязательно добиваться указания конкретных фактов как иллюстрации и обоснования
высказанным общим положениям. Общие суждения опрашиваемого, не отвергая их, фиксировать только
как его суждения.
Протокол беседы местами должен иметь приблизительно стенографический характер, чтобы
уловить характерные особенности показаний.
Этой же цели служит также общая установка исследования: не только спрашивать, но и
наблюдать опрашиваемого, фиксируя в конце анамнеза все те особенности его поведения, которые
удалось подметить.
Иногда в интересах свободы опрашиваемого лучше при нем не записывать показаний, хотя это и
уменьшает точность и богатство записи.
В заключение можно добавить, что беседа всегда должна происходить с глазу на глаз, не только
потому, что присутствие посторонних свидетелей совершенно исключает получение некоторых данных,
но и потому, что беседа наедине часто побуждает к наиболее полным и откровенным показаниям.
Следующим этапом в работе с анамнезом является анализ собранного материала.
Для правильного осуществления его исследующему необходимо обладать определенной
подготовкой. Он должен прежде всего уметь отдавать себе отчет в возможных значениях отдельных
фактов прошлого, в их соотношении, взаимной связи, взаимоусилении и ослаблении, в наслаивании
одного на другие, в возможных реакциях на них со стороны индивидуума и в вытекающих из них
характерологических образованиях, тем более устойчивых, чем длительнее и резче было влияние
фактора.
Чтобы выполнить эту трудную задачу, исследователь должен взять различные типы ответов,
которые могут быть получены на каждый из пунктов анамнестического опросника, и разобрать их.
Только такая предварительная работа и может научить наиболее правильному и продуктивному
использованию анамнестического материала.
Схематически эту работу можно представить себе следующим образом (табл. 1) (взят для анализа
факт «родители слабого здоровья»), см. стр. 276.
Наличность одного первичного условия (первый вертикальный раздел). Вытекающие из него
вторичные условия (второй раздел). Основные со определяющие моменты, то есть другие факты
прошлого, которые благодаря своим функциональным или временным соотношениям усиливают или
ослабляют влияния первичных и вторичных условий (третий раздел). Четвертый раздел содержит
перечень тех реакций организма и личности, а также и характерологических образований, которые могут
быть вызваны условиями, указанными в первых трех графах. Дальнейшие две рубрики представляют
компенсации, которые создает среда индивидууму и которые создает сам индивидуум. Приводимое
здесь содержание рубрик иллюстрирует только возможности в отношении к первому пункту первой и
второй рубрик.
Таблица 1
Первичное
условие
Вытекающие
следствия во
внешних
условиях.
Вторичные
условия.
Основные
соопределяющие
моменты
(функциональные и
временные соотно-
шения фактов):
а) усиливающие,
б) ослабляющие
Возможные
влияния на
организм и
реакции
личности.
Возможные
характероло-
гические
образования
Наличные и
значимые
характероло-
гические
тенденции
Компенсации
а) Вторичные
реакции среды
б) Втор
характе
гичес
образо
Hosted by uCoz