Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 164 
Next page End  

способностей. Склонность является одним из важных факторов развития способностей.
Взаимосвязь склонности и способности выступает не только как их единство, но и как причинно-
следственная их взаимозависимость, обеспечивающая ход психического развития по спирали.
Склонности при наличии способностей часто обнаруживаются в раннем возрасте и проявляются
иногда как бы «спонтанно», т.е. независимо, а иногда и вопреки неблагоприятным условиям развития.
Склонность идет как бы впереди способности и таланта. Она пробуждает дремлющие силы, мобилизует
трудоспособность, побуждает к поискам основания деятельности, к подтверждению и осознанию
высокого значения этой деятельности.
Эти положения разделяются большинством авторов, но надо отметить недостаточность этих
формулировок и лишь кажущееся единогласие. Более глубокое исследование представляется поэтому
обязательным, необходимым и важным ввиду очевидной значимости вопроса.
Со времен В. Штерна, введшего в психологию понятие направленности (Richtungsdispositionen),
этим понятием пользуются, определяя склонность как направленность. Но самый термин
«направленность» не только не определен, но часто сам определяется через понятие склонности.
Направленность рассматривается как склонность, например, в какой-либо деятельности. В своем
капитальном труде «Основы общей психологии» (1941) С. Л. Рубинштейн, говоря о личности,
определяет ее через направленность, способности, темперамент и характер. Направленность выражается
установками и тенденциями, потребностями, интересами и идеалами. На с. 623 этого труда он пишет:
«Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях». Но поскольку все
в психике динамично, такое определение нельзя признать вполне удовлетворительным.
Говоря об интересах (с. 631), он указывает, что интерес порождает склонность и, отмечая
близость того и другого понятия, вместе с тем отличает интерес как направленность на познание от
склонности как направленности на деятельность.
Б. М. Теплов уделяет большее, чем другие, внимание вопросу о склонностях. В статье
«Способность и одаренность» (см.: Уч. зап. Института психологии, т. II, 1941) он лишь вскользь касается
этого предмета. «Не в том дело, — пишет Б. М. Теплов, — что способности проявляются в
деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью. Диалектическая формула: «и — и» более
правильна, чем формально-логическая: «или — или». Основываясь на этом положении, Б. М. Теплов
считает, что именно исходя из него должен решаться вопрос о взаимоотношении между способностями
и склонностями.
Отмечая заслугу А. Ф. Лазурского, который одним из центральных понятий своей психологии
сделал понятие отношения человека к тем или другим объектам действительности, Теплов указывает на
преимущество большей широты этого последнего понятия по сравнению с понятием «склонность».
Сближая понятия способностей, по Лазурскому, с эндопсихикой, понятие склонностей — с
экзопсихикой, он пишет: «На самом деле способность (наклонность, по Лазурскому) не существует вне
определенных отношений человека к действительности так же, как и отношения реализуются не иначе,
как через определенные способности».
Б. М. Теплов не касается вопроса о том, что при исследовании мы действительно вынуждены
иногда расчленять многие стороны единого процесса. Именно это имел в виду А. Ф. Лазурский, говоря
не об изолированном существовании, а только о двух планах рассмотрения способностей. Б. М. Теплов
говорит и о развитии способностей; поскольку противоречия являются движущей силой развития, то на
отдельных этапах Б. М. Теплов считает возможными противоречия между способностями и
склонностями. Отсюда возникает его допущение о возможной независим ости развития склонностей от
способностей и способностей от склонностей. Дальше этот вопрос в статье Б. М. Теплова не
рассматривается.
В 1946 г. в своем учебнике психологии, вышедшем одновременно с «Основами общей
психологии» С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплов определяет (тождественно с ним) склонность как
направленность на занятие определенной деятельностью, а интерес — как тенденцию к ознакомлению с
предметом.
В учебнике психологии под редакцией А. А. Смирнова (1956) соответствующая глава написана
Н. С. Лейтесом. Он также определяет склонность как «направленность на занятия какой-либо
деятельностью» и указывает на более частое совпадение и более редкое расхождение способностей и
Hosted by uCoz