Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 164 
Next page End  

честолюбие, являющиеся одним из побочных двигателей деятельности, имеют существенное значение
лишь на более низких ее уровнях, хотя и на творческом уровне они могут еще играть заметную роль.
Однако высокий уровень творческой деятельности, богатство опыта все более увеличивают значение
объективной общественно значимой цели деятельности, а роль субъективно-эгоцентрических моментов
сходит на нет.
Структурные компоненты отношения к деятельности с развитием меняются. Если на первых
шагах склонности это бескорыстная увлеченность деятельностью, то в фазе развитого самосознания, при
тех неправильностях восприятия, которые особенно присущи частнокапиталистическому обществу,
чуждые самой деятельности мотивы самоутверждения личности могут приобрести значительную роль.
В еще более неблагоприятных условиях сочетания успехов в деятельности со склонностью к ней может
сформироваться утилитарно-потребительское отношение и к своему дарованию. Но в процессе
формирования подлинного таланта все эти необязательные и внешние компоненты отношения
отпадают, и выступает то чистое соотношение способностей и наклонностей, в котором деятельность и
ее продукты в их собственном общественном и культурном значении становятся единственной основой
отношений, а предмет деятельности — единственным существенным стимулом деятельности.
Подводя итог изложенному, нужно признать, что необходимо преодолеть еще встречающиеся
пережитки метафизического представления о способностях и рассматривать последние как психический
факт особого порядка, устанавливаемый не непосредственным опытом, а заключением от
продуктивного соотношения комплекса Нервно-психических качеств человека с условиями и
требованиями действительности. Способности человека и потребности в деятельности в
благоприятных условиях подчиняются закону их соответствия, демонстрируя единство отношения и
функции. На примерах выдающихся способностей это единство выступает обычно отчетливо, но в
случае средней одаренности требуется особое внимание к соответствию способностей и склонностей.
Психологическое их изучение представляет одну из актуальных задач современной психологии.
Литература
Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах 2-е изд. СПб., 1908.
Мясищев В.Н. Проблема психологического типа в свете учения И.П. Павлова // Уч. зап. ЛГУ.
1954. ¹ 185.
Психология: Учебник / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1956.
Психология: Учебник / Под ред. Г. С. Костюка. Киев, 1957.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1940.
Ярмоленко А. В. // Ученые записки ЛГУ. ¹244 (Психология и педагогика. Вып. 11). Л., 1957.
Revesz G. Talent und Genie. Amsterdam. 1952. S. 19.
О связи склонностей и способностей
В предшествующих наших работах мы уже касались вопроса о взаимосвязи склонностей и
способностей. Этому вопросу был посвящен также ряд работ, осуществленных на кафедре психологии
Ленинградского университета.
Научно-психологическая литература отстает в этом вопросе более, чем в ряде других вопросов, и
если понятие способности в ней рассматривается, то понятию склонности почти не уделяется
внимания, между тем как значимость его — не только научная и педагогическая, но и технико-
экономическая — очень велика.
В житейском и научно-психологическом употреблении понятия склонности и способности
строго различаются и иногда даже противопоставляются. [А. Ф. Лазурский отождествлял понятия
«склонность» и «способность», что, хотя и неправильно, но не случайно вследствие тесной связи обоих
понятий (1906). Очерк науки о характерах. СПб, 1906.]
Литературные, биографические и психолого-педагогические исследования позволяют
сформировать несколько положений, из которых наиболее важным является единство склонностей и
Hosted by uCoz