Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 164 
Next page End  

творческим процессом новообразования отношений, который на начальной ступени младенческого
развития осуществляется, как показывают теоретические соображения старых психологов и новый опыт
(Уотсон, Бехтерев, Щелованов, Фигурин и др.), путем новообразования условных рефлексов.
Первоначальные положительные или отрицательные реакции на непосредственные внутренние
и внешние контактные раздражения с возникновением сосредоточения, нарастанием роли дистантных
рецепторов могут характеризоваться как условно-рефлекторная стадия отношений. Здесь вариации и
типы, по мнению указанных авторов, выступают как доминирующие признаки темпераментов.
В дальнейшем восприятие становится опытным источником отношений, в которых
определяющей является эмоциональная компонента. Повторные эмоциональные положительные и
отрицательные реакции вызываются условно. Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются
прежде всего в отношении любви, привязанности, боязни, торможения, вражды. Это —
уровень
конкретно-эмоциональных отношений.
Деятельность как источник удовлетворения все более опосредуется избирательным отношением к
лицам социального окружения. Отношения приобретают конкретно-личный характер.
Дальше, социальные правила, педагогические требования оформляются как моральные законы
вначале внешне, а потом как внутренние нормы поведения.
Процесс развития связан с тем, что новые уровни отношений характеризуются иными
функционально-психическими структурами. Конкретные представления об объектах отношения
сменяются абстрактными и принципиальными. Непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-
эмоциональные мотивы сменяются внутренними, интеллектуально-волевыми. Но не только отношения
активируют функцию, но и, наоборот, развивающаяся функциональная структура является условием
реализации отношения: потребность, интерес, любовь мобилизуют функциональные возможности
психической деятельности для удовлетворения потребностей и интересов, но этим уже создают новую
потребность, удовлетворение которой поднимает на новую ступень функциональную характеристику на
основе овладения новым опытом, новыми средствами деятельности. Стремление не только
мобилизует, но и развивает, двигая к новым достижениям, которые создают новые стремления, и так
далее.
Наша внутренняя активность проявляется тенденцией к деятельности, направленной в сторону
наибольшего интереса и поднимающейся от внутреннего темного влечения к целеустремленной
осознанной потребности. Ход развития протекает в условиях непрерывного взаимодействия с людьми и
в такой тесной связи с ними, что отношение к людям становится в борьбе мотивов определяющим
моментом. Направление активности в соответствии с интересами других рано становится движущей
силой поведения и переживаний. Эта надстройка является одновременно внутренней перестройкой
человека.
Для формирования характера чрезвычайно важной является борьба непосредственного влечения
с требованием окружающих. Еще более важным является в этой борьбе добровольность отказа в
удовлетворении желания по мотивам положительного отношения — любви, уважения или
вынужденность этого отказа в связи со страхом наказания.
Как показывает педагогический и психотерапевтический опыт, мы имеем в первом случае
следствием укрепление характера, во втором — его подавление, на отрицательное значение которого
справедливо указывали многие авторы.
Не менее важным в развитии является борьба непосредственного влечения с объективным и
внутренним требованием обязанностей, долга, совести и т.п.
В процессе развития, в зависимости от его истории, отношения начинают определяться
действием не преходящего момента, не внешними условиями, но становятся многосторонними,
перспективными, внутренне и принципиально ориентированными, внутренне согласованными или
противоречивыми.
Черты характера в процессе развития делаются устойчивыми, но не в силу инертности привычек
или конституциональных механизмов, а в силу обобщенности и внутренней устойчивости
принципиальных позиций. Вместе с тем динамизм отношений, возможности их постоянной
перестройки на основе нового осознания действительности делают характер максимально динамичным,
изменчивым, воспитуемым.
Hosted by uCoz