Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 164 
Next page End  

Отсюда вытекают совершенно ясные последовательные позиции в вопросе об изменчивости и
развитии характера. Педагогика и психотерапия показывают нам примеры поразительной переделки
людей с контрастным изменением характера. Достаточно указать на блестящий, поистине чудесный
опыт Макаренко, превращавшего, казалось бы, закоренелых бандитов в энтузиастов коллективной
стройки. Этот поразительный результат и менее яркий опыт многих хороших учителей и
психотерапевтов, начинающих с установления личного контакта, изменения отношения с
воспитанником или больным, перестраивающих и настраивающих на новый лад его отношения к себе и
ко всему окружающему, показывают нам, как и чем меняется индивидуальное лицо человека, насколько
динамичен характер, насколько изменение высших, социально-этических сторон отношений
перестраивает весь характер человека как в содержании его направленности, так и во внешней форме
его проявлений.
Отсюда можно сделать вывод, что принцип отношений позволяет учению о характере
преодолеть формализм и стать на путь содержательного изучения личности.
Этот принцип помогает не только на словах отбросить аналитико-механический, расщепляющий,
функциональный подход, но в единстве отношений человека к каждому моменту и элементу
многогранной действительности видеть подлинное единство характера, проявляющееся в
многообразии отдельных индивидуальных особенностей. Он позволяет преодолеть метафизические
позиции во взгляде на характер и сформировать правильное динамическое его понимание,
ликвидирующее теоретические предпосылки педагогического фатализма.
Этот принцип, наконец, более всего соответствует диалектико-материалистическому пониманию
человеческой индивидуальности, осознанию принципа историчности, объединяющего в подлинно
диалектическом изучении и материалистическое, и историческое понимание психической
индивидуальности. Такое построение психологии индивидуальных отличий тесно связывается с
реконструкцией общепсихологических позиций и позволяет более правильно рассматривать
индивидуальную психологию в единстве с общей психологией и как ее метод, и как область
самостоятельных проблем.
Принципы и методы исследования характера
Научные принципы исследования характера, отражающие объективные закономерности его
развития, являются результатом обобщения всего накопленного научного материала в этой области.
Методологические вопросы, которые возникают при изучении психических особенностей, те же,
что и в общей психологии, но они выступают в несколько ином плане и ином значении в связи с
особенностями предмета.
Прежде всего, когда мы изучаем различия между людьми, то естественно, что люди являются
нашими объектами изучения. Изучая отличия людей друг от друга, мы, естественно, не должны судить о
них по себе, а поэтому объективный метод издавна сопутствовал индивидуально-психологическим и
характерологическим исследованиям, хотя система психологических понятий перенималась из общей
субъективно идеалистической психологии. Нельзя при этом не вспомнить мысль К. Маркса о познании
себя через познание другого.
Однако, будучи прежде всего объектом, другой человек интересует психолога как самостоятельно
действующий, инициативный индивид, как субъект практики. При исследовании психических
особенностей личность изучаемого выступает в единстве субъекта и объекта. В связи с этим возникает
вопрос о познании психики постороннего человека. Известны такие ошибочные решения вопроса, как
отрицание возможности познания психики другого (А. И. Введенский), интуитивная теория понимания
психики другого (Шелер), внешнее, по существу не психологическое, познание ее (механо-бихевиоризм).
Важно остановиться на позитивном решении вопроса.
В. И. Ленин говорил, что именно по делам, а не по чему-либо другому можем мы судить о
помыслах и желаниях других людей, т.е. о так называемом внутреннем мире.
В познании этого мира мы идем от внешнего к внутреннему, но это внутреннее представляет не
мистический, идеальный мир, а результат сложного соотношения слов, действий и других объективных
Hosted by uCoz