Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 153 
Next page End  

неизменной частью их жизни. Зрелость дает ENTJ возможность больше читать, спорить и
теоретизировать — другими словами, продолжать делать то же, что они делали всегда, но не так
агрессивно. Даже если они когда-нибудь уволятся, они все равно найдут возможность заниматься тем,
что любят больше всего.
Приложение 1. Краткая история типоведения
Идея классификации людей стара как мир. Используемая в типоведении классификация типов
личности основывается на работах швейцарского психолога К. Г. Юнга (1875—1961), которые впервые
были опубликованы на английском языке в 1923 году. Юнг ориентировался в равной степени и на
медицину, и на психологию и интересовался скорее здоровьем, нежели болезнью — то есть не
психическими отклонениями, а психологией нормы. Можно сказать, что он обладал наиболее
целостным взглядом на жизнь среди теоретиков того времени, полагая, что многие физические и
психические заболевания являются результатом дисбаланса сознания, тела и духа. Юнг считал, что мы с
рождения склонны к определенным личностным предпочтениям. Он также был уверен, что для
сохранения душевного здоровья человек должен на протяжении всей своей жизни развивать природные
предпочтения, а не пытаться их изменить. С точки зрения Юнга, в процессе взросления мы должны
учиться более эффективно обращаться с предпочтениями, к которым мы не склонны, и не чувствовать
перед ними страха.
Примерно в то же время Катарина Бриггс, не имевшая формального психологического
образования, самостоятельно и независимо от Юнга разработала собственную классификацию,
основанную на ее собственных наблюдениях различий между людьми. Она считала, что поведение
людей не столь случайно и непредсказуемо, как принято думать, и стремилась доказать эту теорию. Ее
наблюдения показали, что это как-то связано с тонкими, едва уловимыми различиями в восприятии ими
жизни и окружающего мира. Она уже составила формальную классификацию этих различий, когда ей в
руки попала только что переведенная книга Юнга «Психологические типы». Она обнаружила, что ее
теория типов личности во многом совпадает с теорией Юнга, и стала его преданной ученицей.
Единственная дочь Бриггс — Изабель — была исключительно одаренным ребенком. Сначала
мать сама занималась ее обучением в домашних условиях, но потом Изабель поступила в Свартморский
колледж, который и окончила с отличием по классу политологии (а заодно вышла замуж за Кларенса
Майерса). Последующие двадцать лет она провела в роли жены, матери и автора двух опубликованных
романов, все это время наблюдая за различиями в поведении людей и пытаясь связать их с
классификациями Юнга и собственной матери.
В 1942 году Вторая мировая война — вкупе с убеждением обеих женщин, что одной из причин
начала войны было непонимание людьми психологических различий, — подтолкнула Изабель (под
руководством матери) заняться разработкой серии вопросов для определения предпочтений личности.
Результатом этой работы стал индикатор типов Майерс—Бриггс (ИТМБ). Тщательно и кропотливо
перебирая тысячи карточек размером три дюйма на пять, содержащих пробные вопросы, Изабель
несколько лет подряд сортировала, анализировала и проверяла ответы людей на ИТМБ. Верность своих
ранних наблюдений она проверяла на группах людей, чьи предпочтения были точно ею определены.
Потом она протестировала массу людей из разных социальных групп и доказала высокую степень
достоверности теста по сравнению с другими психологическими инструментами. К началу 1960-х годов
ИТМБ уже не только был достоверным средством определения индивидуальных различий, но и, как
полагали многие, мог показать динамику изменения этих различий с течением времени.
Далеко не все в психологическом мире хотели признавать ценность ИТМБ. Во-первых,
инструмент был разработан двумя женщинами, что едва ли располагало к себе психологическое
сообщество, состоявшее преимущественно из мужчин. Хуже того, ни одна из этих женщин не была
психологом. Кроме того, немногие психологи соглашались с эзотерическими теориями Юнга; даже сам
Юнг чувствовал, что некоторые его теории недоказуемы. Казалось, что время для такого инструмента,
как ИТМБ, еще не пришло.
В 1956 году Служба образовательного тестирования (ETS) в Принстоне, штат Нью-Джерси,
Hosted by uCoz