Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 85 
Next page End  

Познание через понятия не есть познание бытия в себе. Познание
объективированное означает рационализацию иррационального бытия
53[53][31]
.
Только символы и образы приближают к тайне бытия
54[54][32]
. Никакие понятия
об объективированном мире не раскрывают ценностей жизни, смысла жизни.
Тайна существования, в которой раскрывается смысл, есть совпадение
подлежащего и сказуемого. "Я" есмь, другое "я" есть. Бог есть. Божий мир есть.
Царство существующего есть царство индивидуального, в нем нет общего, нет
абстрагирования. И это раскрывается в субъекте, в экзистенциальном субъекте,
а не в объекте. Бог действует в субъекте, а не в объекте. Объективированный
мир есть безбожный и бесчеловечный мир. Объективация Бога есть
превращение Его В безбожную и бесчеловечную вещь. Царство культуры есть
еще царство объективации, хотя за ней скрыт творческий экзистенциальный
субъект. Поэтому культура не есть последнее. Культуру ждет конец и
страшный суд. Даже эстетическое восприятие предмета есть еще объективация,
не есть то соединение с предметом, при котором предмета уже нет, как объекта.
Культура есть иная ступень объективации, чем природа и даже чем общество.
Но она находится под властью общества, которое есть объективация по
преимуществу. В ней творческий акт человека протягивается вниз и
подчиняется закону"*. Объективация на всех своих ступенях есть царство
закона, а не царство благодати. В этом ее религиозное оправдание. Но и сама
религия, как явление социальное, есть объективация, и, конечно, объективация
есть теология. Смысл религиозной жизни человечества в прорыве за царство
объективации, за царство закона, за царство необходимости общества и
природы. Но религия историческая всегда объективируется и социализируется.
И тогда она подпадает под власть необходимости. Тогда религия
рационализируется. Тогда религия создает не общение, а общество, тогда она
подчинена государству, тогда ее можно объяснять социологически. Поэтому
религия не последнее, не есть самое откровение, не есть существование
человека в Боге
55[55][33]
. Пророческое начало в религии есть прорыв в царстве
объективации. Церковь есть объективация и общество. Но Церковь есть также
общение и внутреннее существование. В этом трудность проблемы. Это
разрезывает всю человеческую жизнь, разрезывает и все человеческое
познание. Познание есть объективация, и познание есть осознание
объективации, оно выводит из царства объективации к царству духа и смысла.
Дуализм есть основная истина философии, но дуализм этот не есть последняя
онтологическая истина. 
Познание часто отождествляется с рационализацией. И рационализация
занимает большое место в познании. Но всякая рационализация не есть только
объективация, т. е. отчуждение, но есть также достижение "общего", вместо
"общения" и приобщения. Много раз указывали на то, что от рационального
познания ускользает индивидуальное. Мы видели уже, "что объективация есть
разобщение. Но это разобщение утверждается в общем. Познание ставит
проблему иррационального и неизбежно упирается в проблему
иррационального. Немецкая философия с особенной остротой ставила
проблему иррационального и была "попыткой рационального познания
иррационального. На иррациональную тайну должен быть брошен свет разума.
В этом своем великом деле разум совсем не обязательно должен действовать
рационализирующе. Разум не есть только ratio
56[56][34]
, в разуме есть также
                                                
53[53][31]
Виндельбанд и Риккерт это понимают, но ошибочно, ищут для философии выхода в нормативизме.
54[54][32]
Лучше других это понимает Ясперс.
55[55][33]
В этом отношении есть много верного у К. Барта.
56[56][34]
разум, рассудок (лат.).
Hosted by uCoz