Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 85 
Next page End  

творчество нового с сохранением тождества, единства всей жизни,
предназначенной для высшей цели. Люди обыкновенно плохо понимают это
сохранение тождества личности при видимых изменениях, потому что тайна
личности, тайна единичного и неповторимого образа открывается в любви и
для нелюбящих она закрыта. Но так как в большинстве случаев нелюбящий,
несочувствующий и неблагожелательный воспринимает чужую личность, то
тождество образа может не быть воспринято. Личность очень тесно связана с
любовью. Через любовь реализуется личность, через любовь преодолевается
одиночество и осуществляется общение. Любовь предполагает личность, она
есть отношение личности к личности, выход личности из себя в другую
личность, узнание личности и утверждение ее на вечность
136[136][30]
. Монизм не
знает любви. Он утверждает не тождество каждой личности, а тождество всех,
личностей, раскрытие одного и того же начала у всех - "ты это я". Но сущность
любви в том и заключается, что она раскрывает личность другого, ни с кем
другим не тождественную, есть выход из одной личности в другую личность.
Любовь двучленна, предполагает двух, а не безразличное тождество. Тайна
любви связана именно с тем, что одна личность не тождественна другой, что
другая личность есть "ты". Поэтому тайна любви и тайна личности неразрывно
между собою связаны. Персонализм утверждает не любовь к добру, к
отвлеченной идее, а любовь к личности, к конкретному живому существу, к
"ты". Любовь к добру легко превращается в любовь к "оно". Персонализм есть
любовь к ближнему, к единичной, неповторимой личности, любовь к человеку
в Боге, а не только любовь к Богу и сверхличной ценности в человеке. Тут
происходит столкновение этического идеализма, который провозглашает
любовь к идее и ценности, и этического реализма, который провозглашает
любовь к самому человеку, к человеческому липу. Но любовь к самому
человеку не должна означать отсутствия любви к ценности, к качеству, к
высоте. Наоборот, одно сочетается с другим, как в самой личности сочетается
личное с сверхличным, человеческое с сверхчеловеческим, реальное с
идеальным. Любовь к личности означает видение ее тождества и единства при
постоянном изменении и при раздвоении, видение ее высоты и при
бросающейся в глаза низости. Любовь означает прорыв за объективированный
мир и проникновение во внутреннее существование. Исчезает объект и
открывается "ты". Поэтому во всякой подлинной любви непременно приходит
Царство Божье, иной порядок бытия, отличный от нашего падшего,
выброшенного наружу, объективированного мира. Человеческая жизнь есть не
только постоянное изменение, но и постоянная измена. В ней исчезает
тождество, в ней раздваивается и разлагается личность, в ней неуловим единый
и неповторимый образ. И общение в ней невозможно потому, что общение
предполагает личность, тождество внутри каждой личности, верность в
отношениях между личностями. Великие силы, борющиеся за личность в
падшем мире, есть силы памяти, любви и творчества. Общество можно
реализовать и без сохранения тождества личности, но общение нельзя
реализовать. Не только отношение к другому предполагает любовь, но и
отношение к самому себе предполагает ее. Эгоист совеем не есть человек,
который себя любит. Эгоист может очень не любить себя и может не прощать
другим этой нелюбви к себе, иметь ressentiment, злобствовать против других,
потому что не нравится себе. Это есть чувство приниженности, требующее
жестоких компенсаций
137[137][31]
. Эгоист может не соединяться не только с
                                                
136[136][30]
См. Max Scheler "Nature et forme de la sympathie"*. Под руками не имею немецкого
издания.
137[137][31]
Основная мысль теории Адлера.
Hosted by uCoz