Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 120 
Next page End  

отставания. К сожалению, нередко возникает ситуация, при которой отрицательные оценки, следуя
одна за одной, не только не стимулируют ученика к более интенсивному обучению, но окончательно
подрывают его веру в собственные возможности, надежду на улучшение своего положения и интерес к
учебе. В результате достаточно быстро развивается обученная беспомощность, которая иногда
переживается очень тяжело из-за отсутствия педагогического такта у преподавателя. В связи с этим
исчезает умение продемонстрировать свои знания, да и сами знания у ученика продолжают ухудшаться,
что влечет за собой дальнейшее снижение успеваемости. Кроме того, большой вред оказывает
сопоставление такого ученика с одноклассниками, а также отношение учителя к нему как к безнадежно
отстающему. Даже если такое отношение не демонстрируется сознательно, оно достаточно ярко
проявляется в обращении с учеником (в мимике, жестах, интонациях) и безошибочно определяется как
самим учеником, так и его товарищами.
Для ребенка столь зависимого в своей самооценке от мнения окружающих, такого отношения
может быть достаточно для окончательный утраты веры в себя. Кроме того, для ученика неважно,
упрекают его в недостаточной сообразительности или в лени, в плохом усвоении материала или в
неумении сосредоточиться. Это обстоятельство часто упускается из виду, и предполагается, что такие
черты, как лень и повышенная отвлекаемость, целиком подчинены самоконтролю, а потому ученика
необходимо наказывать для того, чтобы заставить его бороться с этими недостатками. Однако дефицит
воли, который лежит в основе лени и неумения сосредоточиться на материале, может восприниматься
как постоянно действующий, неустранимый фактор, и каждый новый неуспех только укрепляет эту
установку. К тому же этот фактор глобальный, распространяющийся на все виды деятельности, и не
только в настоящем, но и в будущем. Этот фактор, зависящий не от объективных условий, а от самого
человека, существенно увеличивает трудности, приводя к снижению самооценки и не оставляя надежд
на улучшение ситуации за счет изменения внешних обстоятельств. Таким образом, у ученика обученная
беспомощность проявляется во всех аспектах: снижается интерес к учебе, не замечаются собственные
успехи, даже если они иногда имеют место, нарастает эмоциональное напряжение.
Исходя из сказанного, иначе смотрятся такие типичные способы самооправдания отстающих
учеников, как ссылка на необъективность, повышенную требовательность учителя или на невезение и
случайности. В этих аргументах прослеживается не только стремление сложить с себя ответственность,
но и потребность защититься от установок, которые способны превратить обученную беспомощность в
стабильное состояние. Ведь приписывание поражений неудачному стечению обстоятельств, которые
всегда могут измениться, или предвзятому отношению одного конкретного человека способствует
сохранению веры в собственные возможности и ограничивает прогноз будущих неудач.
Еще одним способом самостоятельной компенсации обученной беспомощности является поиск
внешкольных интересов. Хотя и здесь есть свои трудности - часто отношение к внеучебным интересам у
отстающих учеников носит пресекающий характер - распространено мнение, что эти увлечения
отвлекают от занятий. Учителя, родители и преподаватели кружков нередко требуют, чтобы до занятия
любимым делом была исправлена успеваемость. В ряде случаев такой запрет действительно носит
стимулирующий характер, но это случается чаще, если обучение еще не очень запущено и обученная
беспомощность не выработана. Если же она уже сформировалась, то имеет тенденцию распространяться
на все виды деятельности и "убивать" любые увлечения. Подобный запрет может побудить некоторых
учеников к поиску других средств реализации активности, которые не всегда носят социально
одобряемый характер. Однако наряду с описываемыми проблемами, связанными с успеваемостью
отстающих учеников, существует еще одна, на которой, на наш взгляд, стоит остановиться. Речь идет о
части учащихся, входящих в группу отличников. Известно, в младших классах учителя часто выбирают
из всего класса несколько учеников в качестве примера для остальных. Причем часто в качестве
критерия отбора выступает не степень развитости интеллектуально- познавательной сферы, а
выраженность таких характеристик, как старательность, аккуратность и т.п. Эти ученики постоянно
получают хорошие оценки, их хвалит учитель, который является центральной фигурой для младшего
школьника и, соответственно, одноклассники этих учеников начинают относиться к ним так же, как и
учитель. При переходе в среднюю школу на отношение учителей к ученику оказывает существенное
влияние его принадлежность к группе отличников в младшем школьном возрасте. Часто
принадлежность к этой группе провоцирует ситуацию, при которой любой ответ такого ученика, каким
Hosted by uCoz