Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 120 
Next page End  

Рассказывают, что один российский командировочный в Париже, не имея возможности ходить в кафе и
не имея денег даже на покупку сковородки, ухитрялся жарить яичницу на электрическом утюге, разбивая
яйца над этой импровизированной сковородой, включенной в сеть.
Но что по существу выявляет этот тест? Он выявляет способность человека освободиться от
стереотипа, от однозначного контекста ("утюг - прибор для глажения белья", "сковорода нужна для
поджаривания пищи"), от единственности связи, соединяющей два предмета, - и перейти к
множественности связей данного предмета со многими другими, т.е. к созданию многозначного
контекста. Однажды В. Л. Райков проводил исследование теста Гилфорда у испытуемых, которым в
состоянии гипноза внушили, что они выдающиеся, ярко одаренные личности. До гипноза они обычно
выполняли этот тест на весьма среднем уровне, называя 2-3 способа использования каждого предмета.
В состоянии же гипноза не только увеличивалось общее число предложений, но они менялись
качественно: испытуемый не включал в свои ответы те предложения по использованию предметов,
которые давал до гипноза. На вопрос экспериментатора, почему ему не приходит в голову, например,
такой простой способ, который был назван первым до гипноза, испытуемый отвечал: "Но это же
банальность! Зачем я буду давать вам очевидные, банальные ответы?".
Эксперимент этот не только подтверждает, что в состоянии гипноза расширяются возможности
правополушарного стиля мышления, но и показывает, что при внушении творческой личности у
человека меняется самооценка, самовосприятие. Восприятие себя как человека творческого является
важнейшим компонентом творческого акта. Это вовсе не означает отсутствия критики к результатам
собственной деятельности. Напротив, по-настоящему творчески одаренные люди весьма критичны к
результатам собственного творчества. Но есть одно важное условие - эта критичность проявляется
только после "инсайта", после озарения, когда новое уже создано, а не в процессе его зарождения.
Критическое отношение - свойство левого полушария мозга, достояние сознания. В момент же
зарождения нового (идеи или образа) правое полушарие должно быть свободно от безжалостного
критиканства приземленного и ограниченного сознания. Оно должно иметь право на полет, на
бесчисленные пересечения и столкновения образов в планетарном пространстве правого полушария,
ибо только из этих столкновений может быть высечена искра озарения.
Такую свободу от критики сознания человек может приобрести либо в особых состояниях
сознания (гипноз, медитация), либо благодаря исключительному доверию к собственной интуиции, к
творческому началу в себе. Вера в собственную незаурядность - исходное условие творчества. Поэтому
лишены всякого смысла ханжеские разговоры о высокой моральной ценности скромности - идея эта
рождена ничтожествами, стремящимися уровнять с собой людей выдающихся. Скромный талант - это
бенгальский огонь, он не зажигает. Без ощущения в себе сил, превосходящих обычные, человек не
способен к тому упорному поиску, не считающемуся с потерями и поражениями, без которого
творчество немыслимо. Без ощущения творческого всемогущества человек не рискнет провозгласить то,
что еще не понятно и не принято современниками. Однако это чувство никак не связано со
стремлением продемонстрировать свое превосходство перед другими людьми, с тенденцией
уничтожать их и третировать. Совсем напротив - безвкусное противопоставление себя другим и
стремление утвердиться за счет других всегда является следствием глубоко скрытого мучительного
комплекса неполно ценности, который человек стремится преодолеть, унижая других. Тот, кто знает
себе цену и высоко себя ставит, не унизится до демонстрации превосходства - ему вполне хватает его
самоощущения. Более того, это самоощущение нередко способствует доброжелательности и
приветливости, которые так естественно вытекают из внутренней гармонии.
Впрочем, это вовсе не значит, что человек творческий всегда доволен плодами своих трудов. Он
счастлив ощущением внутренней силы, а результаты ее проявления в конкретном виде деятельности,
напротив, нередко вызывают разочарование. Оно бывает порой настолько сильным, что есть
стремление перечеркнуть дело собственных рук, и восторги других лишь в очень слабой степени
способны смягчить это разочарование. В чем же его причина?
Как бы замечателен ни был продукт творчества (научная идея, воплощенная в статью,
музыкальная композиция, картина или поэтический шедевр), это всегда только бледная копия - нет, не
замысла, а того живого образа идеального воплощения, который сформировался в пространстве
образного, правополушарного мышления. Перевести его без потерь на нотную линейку, бумагу или
Hosted by uCoz