Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 165 
Next page End  

100
системы (то есть развитие системы, не являющейся элементом другой системы) представляет
собой, по существу, процесс самоуничтожения, непременно приводящий систему к
внутреннему взрыву (подобно тому, как лопается непомерно раздуваемый шар). Точно так
же бессмысленно и невозможно существование властно-управленческой системы,
полностью отошедшей от объекта управления, «забывшей» свои функции. Субъект власти,
противопоставивший себя объекту управления, просто нежизнеспособен вне социально
полезных связей. Тем более, что зачастую объект власти в таких случаях становится
субъектом, устраняющим дисфункцию пораженного бюрократизмом властеотношения.
С учетом всего сказанного можно выделить следующие черты бюрократизма как
явления, характеризующего определенный способ организации власти:
1. Это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу).
2. Явление, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть.
3. Бюрократизм, в принципе, может касаться любой власти (как государственной, так и
негосударственной), организованной по принципу разделения субъекта и объекта власти
(именно так организована государственная власть).
4. Проблема бюрократизма характерна
для официально оформленных общественных
образований (коллективов, организаций), хотя по существу она является частным
проявлением общей закономерности взаимоотношений центра управления и его объекта в
условиях их разделенности.
5. Объективной основой бюрократизма является разделение субъекта власти и ее
объекта, их отчуждение друг от друга, которое таит в себе
опасность обращения
властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для
удовлетворения интересов властной системы, в чем и состоит суть бюрократизма, его
сущность.
6. Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является смена самого принципа
организации власти и управления, а именно -
переход на самоуправление. Однако такой
переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В этих
случаях должна быть налажена устойчивая обратная связь субъекта власти и объекта.
7. Бюрократизмом может быть поражен
любой уровень государственной власти:
должностное лицо, государственный орган, государство в целом.
8. Бюрократизм представляет собой явление динамическое: во властно-управленческой
системе его может быть больше, а может быть и меньше. Это обстоятельство определяет
возможность и необходимость борьбы с бюрократизмом.
9. Различные системы государственных органов подвержены бюрократизму
в разной
степени: в наибольшей степени к бюрократизации склонен профессиональный аппарат
управляющих, государственных служащих, составляющих костяк исполнительной власти, а
в меньшей - государственные органы, образуемые демократическим путем.
10. «Бюрократия» - это способ организации власти, а «бюрократизм» совокупность
качеств, свойств, признаков, характеризующих бюрократически организованную
властно-управляющую систему.
11. Бюрократия и демократия выступают как
антиподы: они представляют собой
противоположные по своей сущности способы организации власти.
66. ГОСУДАРСТВО И ДЕМОКРАТИЯ
Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» — народ
и «kratos» — власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Это связано с
тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая
демократия Древней Греции (V-IV вв. до н. э.), где демос - крестьяне, городские
ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане
греческого города-государства - полиса через Народное собрание (верховную и законо-
дательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших
должностных лиц. В дальнейшем политический опыт Афинского государства (оно, кстати,
Hosted by uCoz