Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 145 
Next page End  

4
Российской Империи. Сфера деятельности торговцев второй гильдии ограничивалась
пределами города или уезда.
Помимо двух гильдий имелись разряды "мелочный торг", "развозной торг", "разносной
торг" и др.
Стационарные торговые заведения разделялись на 5 разрядов, для которых
устанавливались определенная стоимость патента и размер промыслового налога (табл. 1).
Таблица 1
Разряды
Виды торговых предприятий
II
III 
IV 
V
Оптовые магазины и склады, большие рестораны, аптеки
Средние по оборотам оптовые склады, магазины,
трактиры
Мелкие лавки, чайные, распивочные 
Ларьки и палатки 
Развозная и разносная торговля
В 1885 г. в Российской Империи действовало 126,9 тыс. крупных оптовых и оптово-
розничных предприятий, 274 тыс. стационарных лавок и 153,3 тыс. палаток и ларьков. Кроме
того, около 170,5 тыс. человек торговали вразвоз и вразнос. Впрочем, понятия крупного
оптового и розничного торгового предприятия были в то время весьма относительными. По
официальным данным, в 1885 г. торговлей занимались 1027 тыс. человек. Следовательно, на
каждое торговое предприятие приходилось лишь 1,42 человека.*
* См.: Половников А.П. Торговля в старой России. — М., 1958. — С. 65. 
В 1910 г. численность занятых в торговой сфере возросла вдвое, составив более 2 млн.
человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти
не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения
налогами или уплачивать их в незначительном размере, что способствовало росту
передвижной торговли. Удельный вес магазинов в структуре торговой сети составлял лишь
13%, поскольку магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и
более высоких эксплуатационных расходов по сравнению с лавочной и тем более палаточно-
ларьковой сетью. Торговля в магазинах требовала большего размера оборотного капитала,
определяемого не только соответствующей величиной товарооборота, но и более медленной
оборачиваемостью капитала. Поэтому магазинной торговлей занимались главным образом
акционерные общества. В 1910 г. норма прибыли составляла для палаточно-ларьковой сети
— 261%, для лавочной — 108%, для магазинной — 45,5%.*
* Там же. — С. 83.
Следует отметить, что в России начала XX в. наиболее доходным по сравнению с
другими отраслями экономики был капитал, помещенный в сферу торговли.
1917-1990 гг.
В послеоктябрьский период экономика России характеризовалась возникновением
антирыночных натуральных тенденций. Была запрещена частная торговля, введены
государственная монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а
также хлебная монополия. Однако уже спустя четыре года после Октябрьской революции
В.И.Ленин признал ошибочными полное закрытие местного рынка и чрезмерную
монополизацию торговли.
Hosted by uCoz