Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
104
будет интересно узнать, как я выгляжу? У меня глаза на макушке головы, на лбу и под
подбородком. Это для того, чтобы я видела все, что делает ребенок, за ростом которого я слежу.
Я наблюдала, как ты потихоньку учишься многому. И я очень обрадовалась, когда ты
кое-чему научилась. Что-то было трудно, что-то не очень. А еще у меня есть уши. Но не думай,
что они у меня тоже на макушке головы, потому что тогда они мешали бы мне смотреть и
видеть все, что делают дети. У меня уши на щеках и я могу поворачивать их как хочу, чтобы
слышать во всех направлениях. У меня много ушей – они растут вокруг шеи, вдоль задних ног
и вдоль хвоста. А на кончике хвоста у меня есть самое большое ухо: оно поворачивается во все
стороны. (Спроси у своего папы, как устроены мышцы, которые двигают суставы). Я могу
поворачивать это ухо куда хочу и слышать все, что ты говоришь. Более того, я могу слышать
самый малейший шум, который ты производишь, когда что-то делаешь.
У меня одна правая нога и три левые передние ноги. Для ходьбы я использую две
передние ноги с внешней стороны. А на ноге, которая остается с внутренней стороны, имеется
тридцать два пальца. Вот поэтому у меня такой плохой почерк – я не знаю, между какими
пальцами лучше всего держать авторучку. И, конечно, левыми ногами я перебираю в два раза
быстрее, чем правыми. Поэтому хожу я, надо тебе сказать, прямо. У меня семь задних ног – три
слева и три справа, потому мне не надо перебирать левыми задними быстрее, чем правыми. Я
люблю ходить босиком, но ты знаешь, как жарко летом в Фениксе, поэтому я одеваю обувь на
две свои задние ноги, а остальные так и остаются босыми.
Я получил приглашение на ее день рождения, когда ей исполнялось семь лет, но мне
пришлось отказаться от него – ведь я был феей, которая следит только за шестилетними детьми.
Я не занимался семилетними детьми, а только наблюдал за тем, как растут шестилетние –
смотрел и слушал, что они делают и говорят. И это письмо исправило девочку.
Очень показательно, что, давая информацию, на основе которой у ребенка будет
развиваться нормальная совесть, Эриксон избегает запретов, указаний и правил. Как всегда, он
подчеркивает ценность обучения. Как и в предыдущем рассказе, обучающий не представляет
собой злобно-агрессивную фигуру, а преподносит свои уроки в игровой манере. Во всех своих
рассказах о дисциплине Эриксон демонстрирует твердость, но не наказующее отношение, хотя
некоторым читателям его подход может и показаться наказующим или выглядеть как
столкновение двух воль. А на самом деле его цель состояла в том, чтобы помочь ребенку
выработать свое собственное ощущение воли и чувство независимости.
В случае с этой девочкой, на которую уже повесили ярлык клептоманки, Эриксон не
занимается исследованием «патогенеза» клептомании. Вместо этого он решает, что ребенку
нужно интернализировать суперэго, и с помощью письма, написанного ребенку, он
обеспечивает развитие внутреннего контроля.
Пасхальные волшебные письма.
Одна женщина привела свою семилетнюю дочку и сказала: «Ее старшие сестры
пошатнули ее веру в Деда Мороза – и она теперь отчаянно держится за веру в Пасхальные
Письма. Я бы очень хотела, чтобы она продолжала верить еще год. Тогда ей исполнится восемь,
и она перестанет в них верить, но сейчас она очень хочет верить в них».
Я написал девочке Пасхальное Волшебное Письмо, в котором рассказывал обо всех
злоключениях, которые выпали на мою долю, когда я стер ноги, пытаясь отыскать самое-самое
круто сваренное Пасхальное яйцо в мире. Я думал, что она заслужила именно такое яйцо. Вот
что я написал: не рассчитал, когда прыгал через кактус, и в меня впилось божество колючек.
Меня чуть не укусила гремучая змея. Я ехал верхом на диком ослике. Ослик был хороший, но
ужасно непонятливый. Он завез меня не туда, и мне пришлось проскакать весь путь обратно.
Потом я не нашел ничего лучшего, как оседлать дикого зайца, мчавшегося на полном скаку,
который тоже завез меня не туда, так что мне опять пришлось проскакать весь путь обратно!" И
продолжал; думаю, что больше никуда не поеду. Эти путешествия на попутном транспорте
кончаются очень плохо".
Это Пасхальное Письмо она брала в школу, чтобы показать и прочитать другим девочкам,
Hosted by uCoz