Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
54
подвал, а потом громко стучала каблуками, оставляя девочку одну. Она стучала каблуками по
тротуару, делая вид, что уходит очень далеко.
Девочка выросла с сильным страхом маленьких помещений. И вот я попросил ее посидеть
в туалете моего офиса.
Она сказала: «Я сделаю это, только если дверь будет открыта настежь».
Я сказал: «Представьте себе, что дверь открыта не настежь, а на один миллиметр
меньше?»
Она согласилась. Она осталась в туалете, дверь которого была открыта на один миллиметр
меньше, чем настежь. Затем, в процессе работы мы довели это «меньше» до двух миллиметров,
до трех, до половины сантиметра, до сантиметра, до полдюйма, до дюйма. И насколько же
нужно было открывать дверь?
Итак, она стояла в туалете и медленно прикрывала дверь. Я смотрел и ждал, в какой
момент у нее появится реакция страха. Оказалось, что она чувствует себя хорошо даже тогда,
когда дверь открыта только на полдюйма и ее рука лежит на дверной ручке. Наконец, она
оказалась в состоянии закрыть ее и тогда обнаружила, что может дышать в этом туалете, если
не выпускает из рук дверной ручки.
Затем я предложил ей попытаться смотреть через замочную скважину. Поскольку она
видела через замочную скважину окружающее пространство, ей больше не нужно было
держаться за дверную ручку.
Клаустрофобия – это синдром, который наглядно показывает выработавшиеся у человека
ограничения. Теорий, объясняющих возникновение таких фобий много, но Эриксон не
озадачивал себя ими. Его целью было помочь страдающему человеку преодолеть напряженное
чувство зажатости, выйти за пределы своего страха.
Эриксон говорит нам, что сложную проблему нужно преодолевать шаг за шагом, – сперва
мысленно, потом постепенно закрыть одну дверь. Затем так же закрыть вторую дверь, потом
окно…
Пределом являются звезды.
Зимой ко мне приехал профессор астрономии. Он оставил открытой входную дверь. Он
оставил открытыми дверь моего офиса и две другие двери в этом помещении.
Он отодвинул шторы на окне. Потом поднял жалюзи, раздвинул шторы полностью и
открыл окно.
Он сказал: "Правительство выбрало меня для проведения фотосъемки всего круга
эклиптики в обсерватории в Борнео, а я страдаю клаустрофобией. Для того, чтобы приехать на
Борнео, мне нужно лететь на самолете н ехать на поезде. Мне нужно плыть на корабле и ехать
на автомобиле. Я должен быть в состоянии работать в темной комнате. Вы можете помочь мне?
У меня в запасе два месяца до отъезда".
Я добился того что он представил себе, что одна из дверей закрыта, хотя на самом деле
она была распахнута настежь. В конечном счете, он мог воображать себе это под гипнозом.
Затем я добился того, что он мог представлять себе, что закрыта другая дверь, затем, что
закрыто окно, затем, что закрыта входная дверь в офис.
Он поехал на Борнео проводить панорамную съемку эклиптики.
После того, как он успешно справился с задачей и вернулся, я ввел его в состояние транса
и, когда он в воображении представлял себе, что дверь закрыта, я постепенно, от сеанса к
сеансу, прикрывал ее все больше и больше, пока она не оказалась закрыта полностью.
Постепенно я закрыл одну за другой все двери, предварительно добиваясь, чтобы он сперва
увидел это в своем воображении. А начиналось это все с того, что он зрительно представлял
себе, что дверь закрыта. Открытую дверь я называл проломом в стене. Я говорил: «Теперь
давайте постепенно будем закрывать этот пролом, так чтобы стена была цельной».
Дело в том, что если бы у вас была клаустрофобия, вам захотелось бы держать окна и
двери открытыми. Я бы ввел вас в транс и сделал бы так, что на этом месте вы увидели бы
широкий пролом. И как бы ни была сильна ваша клаустрофобия, вы смогли бы сидеть на этом
Hosted by uCoz