Navigation bar
  Print document Start Previous page
 401 of 477 
Next page End  

401
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"¹ все
органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ,
предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица
обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее
деятельности.
Закон установил ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонении от
предоставления информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо
неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате
Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять
такую информацию (ст. 287 УК).
*
Таким образом, непосредственным объектом этого преступления
являются интересы нормальной деятельности таких органов государственной власти, как Федеральное
Собрание РФ и Счетная палата РФ.
*
СЗ РФ. 1995. ¹ 3. Ст. 167.
Объективная сторона преступления может быть выражена одним из следующих действий
(бездействия): 1) неправомерный (т. е. не основанный на законе) отказ в предоставлении информации
(документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате РФ; 2)
неправомерное уклонение от предоставления информации тем же органам; 3) предоставление им же
заведомо неполной или заведомо ложной информации.
Преступление окончено с момента выполнения соответствующего действия или неисполнения
существующего положения (требования) о предоставлении информации независимо от того, повлекло
ли это какие-либо вредные последствия, т. е. состав преступления сконструирован как формальный.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: виновное лицо сознает,
что оно неправомерно отказывает в предоставлении информации или уклоняется от предоставления
информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе, Счетной палате,
будучи обязанным это делать, либо предоставляет неполную или ложную информацию, и желает этого.
Мотивы и цели подобного поведения могут быть различными и на квалификацию содеянного
влияния не оказывают.
Субъектом преступления является должностное лицо любого государственного или муниципального
органа, учреждения, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, обязанное
предоставить информацию Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате по их
требованиям, запросам или иным основаниям.
Отказ в предоставлении, информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ,
совершенный даже в отсутствии квалифицирующих признаков, относится к категории преступлений
средней тяжести. Ответственность повышается, если это деяние совершено лицом, занимающим
государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта
Российской Федерации (ч. 2 ст. 287), и тем более при наличии хотя бы одного из особо
квалифицирующих обстоятельств (ч. 3 ст. 287). К последним .относятся: а) сокрытие в результате
отказа или уклонения от предоставления информации или предоставления заведомо неполной или
ложной информации правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной
власти; б) совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в)
наступление вследствие отказа или уклонения от предоставления информации, а также вследствие
предоставлении заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию или Счетной
палате тяжких последствий. При наличии особо квалифицирующего обстоятельства преступление
переходит в категорию тяжких.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК) является типичным
коррупционным преступлением должностных лиц. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с
коррупцией в системе государственной службы" запретил служащим государственного аппарата
заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно или через представителя принимать
участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и
иными хозяйствующими субъектами. Данный запрет был конкретизирован в Федеральном законе "Об
основах государственной службы в Российской Федерации"
*
, где в числе запретов и ограничений,
связанных с государственной службой, указано, что государственный служащий не вправе заниматься
предпринимательской деятельностью, а также состоять членом органа управления коммерческой;
Hosted by uCoz