Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 91 
Next page End  

3. Поместить зрительный образ проблемной ситуации на первом плане, а образ природного
явления за ним, на втором плане. Оба образа расположить на одной линии прямо перед человеком.
Далее остается созерцать природное явление сквозь разворачивающиеся на первом плане события
проблемной ситуации. Это делается три или пять раз подряд.
Может возникнуть взаимодействие образов первого и второго планов. В данном случае шаг
процедуры заканчивается, когда в результате трансформации образов возникает некоторое стабильное
изображение. Возможен вариант, когда изменения образа приобретают циклический, повторяющийся
характер. Либо скорость трансформации изображения становится значительно меньше, чем на этапе
бурных преобразований. Это также указывает на завершение данного шага процедуры.
4. Проверка. Человек мысленно проигрывает проблемную ситуацию от начала до конца. В
оценке изменений он ориентируется на свои переживания. Окончательная проверка результативности
процедуры происходит в реальной жизни.
Хотелось бы отметить, что часто эффективность деятельности человека после использования той
или иной психотехнологии возрастает не сразу, не резко, а постепенно. Как уже говорилось, проблемное
поведение обычно объясняется стереотипностью наших реакций. Приводимые здесь процедуры
позволяют расширить человеческий репертуар поведения в той или иной ситуации. Это, и приводит к
повышению эффективности ваших действий. Однако требуется некоторое время, чтобы «подогнать»
новые способы реагирования к конкретной жизненной ситуации.
Еще одно замечание: данная процедура не предполагает работы с тяжелыми негативными
переживаниями. В ней не используется механизм диссоциации, который предохраняет от сильных
отрицательных эмоций.
Продолжая разговор о мастерстве, обратим внимание на такой интересный факт. Давно
замечено, что люди, талантливые в одной области, сравнительно легко достигают вершин и в других
сферах человеческой деятельности. Есть даже выражение «разносторонний человек». В чем же секрет
этой разносторонности?
У талантливых людей есть одно интересное качество. Они умеют использовать сильные стороны
своего интеллекта, своей личности в различных видах деятельности. Другими словами, у них есть
доступ к важным, с точки зрения достижения успеха, внутренним ресурсам во множестве жизненных
ситуаций. В структуре таланта существует психологический механизм, позволяющий переносить
эффективные способы деятельности из одной области в другую. Это механизм преодоления барьеров
между разными сферами нашей жизни. Речь идет, в первую очередь, о внутренних, психологических
барьерах.
Наблюдения показывают, что подобных механизмов существует довольно много. Они
различаются между собой степенью эффективности. Мы расскажем об одном из таких механизмов. Для
этого вновь обратимся к фрагменту семинара.
Ведущий: Располагайтесь, Ирина, удобнее. Сейчас вам предстоит приятное занятие. Вы
научитесь использовать свои сильные стороны, когда, допустим, решите освоить какой-то новый вид
деятельности. Ирина, вы собираетесь в ближайшее время заняться чем-либо новым?
Ирина: А, я уже взялась за одно дело. Месяца три, наверное, как пытаюсь его освоить.
Ведущий: Вот и хорошо. Сейчас мы сделаем одну процедуру, и вы получите результат. Ирина,
что вы умеете делать в жизни очень хорошо? В чем вы являетесь мастером? Подумайте, а я скажу
несколько слов о понимании мастерства. Мастерство — это то, что мы делаем автоматически, даже не
замечая своего блестящего результата. Например, есть учителя, которые отдельные темы программы
считают простыми. У них дети всегда легко усваивают эти куски материала. Они обычно удивляются,
если кто-то из коллег жалуется на неуспехи своих учеников по данным разделам программы. Весь секрет
в том, что эти люди просто мастера в изложении соответствующих частей учебного курса.
Или возьмем такое занятие, как вязание. Обращали ли вы внимание, что человек, очень хорошо
умеющий вязать, обычно удивляется, когда новички пыхтят над простеньким узором. Для него процесс
вязания стал автоматическим действием, таким же естественным, как ходьба. Мы ведь не считаем
большим достижением умение ходить. Наш личный опыт первых шагов уже забылся. И только
наблюдение за малышами заставляет признать, что поначалу — это непростое занятие.
Hosted by uCoz