Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 91 
Next page End  

Кстати, мастерство — это не всегда что-то полезное с житейской точки зрения. Так, мастерством
можно считать умение находить массу мелких необязательных занятий, которые мешают приступить к
основному делу. Некоторые жалуются на то, что вечно куда-то опаздывают, что им всегда не хватает
пяти минут. Эти люди очень умело организуют свою жизнь. Умело, в смысле подготовки к опозданию.
Даже имея большое количество свободного времени, они его так распределяют, что в итоге начинают
опаздывать. Все это делается естественно и не зависит от каких-то сознательных намерений человека.
В жизни такое поведение доставляет массу мелких, неприятных переживаний. Однако оно часто
предохраняет людей от разрушительных негативных эмоций. Например, человек с повышенным
уровнем личностной тревоги. Состояние беспокойства, тревоги — это его естественное состояние. Оно
связано с особенностями работы нервной системы. Но наше сознание устроено так, что оно всегда
пытается рационально объяснить, почему мы себя чувствуем определенным образом. Сознание ищет
причину во внешнем мире и, как правило, находит. Человек относит свое беспокойство на счет
задержки зарплаты, сломанного телефона, ожидаемого повышения цен и, наконец, на счет опоздания. А
вот если убрать все эти мелочи, то что же произойдет? Энергия беспокойства начнет фокусироваться на
мыслях о здоровье, о благополучии детей, на будущем, где столько всяких проблем. В итоге может
возникнуть тяжелый внутренний конфликт, сильные страхи, «зацикленность» на переживании
негативных эмоций. Все это ведет к различным личностным деформациям.
Способы, какими люди организуют свое поведение, всегда имеют определенный смысл в
контексте их личностной истории. Этот смысл часто неизвестен нашему сознанию. Порой он настолько
«экзотичен», что сознание просто не имеет возможности его понять. Именно поэтому, меняя что-то в
человеке, важно не разрушать уже имеющиеся формы реагирования, а добавлять новые варианты
поведения. У людей появляется выбор: то ли воспроизводить прежнюю форму поведения, то ли сделать
что-то новое. И если этот новый способ реагирования оказывается более эффективным и с точки зрения
результата, и с точки зрения сохранения целостности личности, то он будет использоваться человеком в
повседневной жизни.
Ирина, пока я тут говорил, вы наверняка уже обнаружили ту область, в которой являетесь
мастером.
Ирина: Да, я нашла то, что мне очень хорошо удается делать.
Ведущий: Вот и замечательно. Вы помните, мы решили не раскрывать содержание вашего
личного опыта. Нам важно четко обозначить процедуру. А содержание будет только отвлекать
внимание.
Ирина, у вас есть зрительный образ той ситуации, где вы что-то делаете мастерски. (Она кивает
головой). Это статичное изображение, или сюжет имеет какую-то динамику?
Ирина: Да, события развиваются в определенном порядке. (Ирина разводит руками вокруг себя).
Ведущий: Ирина, ваш жест руками указывает, что вы находитесь внутри ситуации. Вы смотрите
на все происходящее своими собственными глазами. Другими словами, вы ассоциированы с ситуацией.
(Она кивает головой в такт словам ведущего). Вернитесь в начало ситуации и обратите внимание, какие
звуки или слова возникают по мере ее развертывания. Еще раз пусть все события протекут от начала и
до конца. А вы обратите внимание на ваши ощущения, переживания, возникающие по мере
продвижения действия к завершению... А теперь выйдите из ситуации, посмотрите на все происходящее
с точки зрения наблюдателя. Представьте, что перед вами разворачивается некое действие, где вы что-
то делаете очень хорошо, просто мастерски. Это может быть фильм о вас или сцена из спектакля о вашей
жизни. Вы зритель. Вы видите себя на сцене или экране. Говоря иначе, диссоциируйтесь от ситуации.
Просмотрите все происходящее от начала до конца.
Теперь у вас есть два динамичных образа одной и той же ситуации. Ситуации, в которой вы что-
то делаете очень хорошо. В одном случае вы ассоциированы со всем происходящим, в другом вы от него
диссоциированы.
Далее, Ирина, сделайте следующее. Поместите оба образа прямо перед собой. Допустим, на
огромном экране вы видите фильм о себе. Смотрите вы этот фильм из зрительного зала, где делаете то
же, что происходит на экране.
Ирина: У меня не получается. В зале темно, кресла мешают.
Ведущий: Ирина, представьте, что действие разворачивается около большого зеркала. Если это
Hosted by uCoz