Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 26 
Next page End  

плане вербальной, репрезентированной в словах действительности? Играет
ли и здесь какую-либо роль наша установка или эта сфера нашей деятельно-
сти построена на совершенно иных основаниях?
Область установок у человека. Допустим, что акт объективации за-
вершился и возникший на ее базе процесс мышления разрешил задачу во
вполне определенном смысле. За этим обычно следует стимуляция установ-
ки, соответствующей разрешенной задаче, а затем и усилие для целей ее
осуществления, ее проведения в жизнь. Таков чисто человеческий путь пси-
хической деятельности.
Возникает вопрос: не считать ли в процессе активности психической
жизни человека этот путь единственно необходимым путем, который не ос-
тавляет более места для непосредственной активности установки?
Выше, при анализе проблемы объективации, мы пришли к выводу, что
субъект обращается к ее актам только в том случае, когда в этом возникает
необходимость – когда он стоит перед задачей, не поддающейся разреше-
нию под непосредственным руководством установки. Но если этого нет, ес-
ли задача может быть разрешена и непосредственно, на базе установки, то в
таких случаях в активности объективации нет нужды и субъект обходится
лишь мобилизацией соответствующих установок.
Допустим, что задача впервые была разрешена на базе объективации.
В таких случаях, при повторном выступлении той или аналогичной задачи, в
объективации нет более нужды и она разрешается на базе соответствующей
установки. Раз найденная установка может пробуждаться к жизни и непо-
средственно, помимо впервые опосредовавшей ее объективации. Так растет
и развивает объем установочных состояний человека: в него включаются не
только непосредственно возникающие установки, но и те, которые когда-то
раньше были опосредованы актами объективации.
Круг установок человека не замыкается такого рода установками – ус-
тановками, опосредованными случаями объективации и возникшими на ее
основе собственными актами мышления и воли. Сюда нужно отнести и те
установки, которые впервые когда-то были построены на базе объективации
других, например, творчески установленных субъектов, но затем они пере-
шли в достояние людей в виде готовых формул, не требующих более непо-
средственного участия процессов объективации. Опыт и образование, на-
пример, являются дальнейшими источниками такого же рода формул. Им
посвящается специальный период в жизни человека – школьный период, за-
хватывающий все более и более значительный отрезок времени нашей жиз-
ни. Но обогащение такого же рода сложными установками продолжается и в
дальнейшем – опыт и знание человека беспрерывно растут и расширяются.
Таким образом, расширение области человеческих установок в прин-
ципе не имеет предела. В нее включаются не только установки, развиваю-
щиеся непосредственно на базе актуальных потребностей и ситуации их
удовлетворения, но и те, которые возникали когда-нибудь на базе лично ак-
туализованных объективаций или были опосредованы при содействии обра-
зования – изучения данных науки и техники.
Подведем итоги сказанному. На человеческой ступени развития мы
встречаемся с новой особенностью психической активности, с особенно-
стью, которую мы характеризуем как способность объективации. Она за-
ключается в следующем: когда человек сталкивается в процессе своей ак-
тивности с каким-нибудь затруднением, то он, вместо того чтобы продол-
Hosted by uCoz