Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 89 
Next page End  

Актуализирующийся человек, конечно же, знает о двух полюсах этого столпотворения в его
внутреннем дворце и с удовольствием принимает каждую из них, пребывая в творческом союзе со
своим "я".
Часть III. Примеры манипуляции и актуализации
Глава 9. Дети и родители
Да, дети тоже неплохие манипуляторы, поэтому давайте рассмотрим детские типажи
манипуляции.
Типы детей-манипуляторов
Первый тип можно называть "Маленький слюнтяй". Он делает все неохотно и пытается
заставить нас на него работать. Такой пассивный, зависимый ребенок манипулирует нами, используя
свою беспомощность и слабость, постоянно все забывая и вводя всех в заблуждение. Рано поняв всю
силу слабости, он "разыгрывает" из себя беспомощного и глупого, и это обеспечивает ему особое
внимание со стороны родителей. Он не просто лентяй, как многие думают. Он "глуп, как курица",
потому что достаточно умен, чтобы манипулировать взрослыми и делать с ними все, что ему угодно.
Второй тип ребенка-манипулятора - активный тип, известный как "Маленький диктатор". Он
осуществляет контроль над взрослыми и своей жизнью, надуваясь, показывая свое упрямство,
медлительность и неспособность. Топая ногами, он пытается заставить нас работать на него. Он всегда
"занят" - у него нет времени на домашнюю работу, он злится, ворчит, дуется, то есть использует все
раздражающие методы, чтобы взять над нами верх.
Процесс формирования этих двух основных типов манипулирования уже обсуждался в этой
книге, поэтому давайте теперь рассмотрим еще несколько примеров детского манипулирования.
1. "Фредди-Лиса" начал свою дорогу по жизни с плача и первые шесть месяцев только и делал,
что практиковался в этом. Слезы, обнаружил он, обеспечивают ему внимание. Он еще даже не начал
думать или рассуждать, а у него, представьте себе, уже была сыпь на коже, позволяющая привлечь к себе
любящую заботу. Он не встречал настоящего сопротивления своим желаниям до тех пор, пока не вышел
в мир и не смешался в школе в числе других детей. Но тогда у него уже была бессознательная
уверенность в том, что он обладает секретным оружием. Он превращается в Маленького калькулятора.
Стоит ему почувствовать, что урок слишком сложен или учитель слишком требователен, у него тут же
"схватывает" в животе, что позволяет ему уйти домой. Если он не хочет одеваться в школу, его одевает
мать. В школе ему достается больше внимания, чем всем остальным, поскольку учитель жалеет его. Без
сомнения, он - мастер извлечения жалости из людей. Даже другие дети покупаются на его "боль" во
время игры в мяч. Как бы там ни было, "боль" возникает всегда, когда может принести ему пользу. Он
понял преимущества Слюнтяя и Прилипалы.
2. "Том-Крутой", напротив, имеет соответственно крутой нрав. Он толкает, бьет других детей,
плюется в них. Его словарный запас испугает любого футбольного игрока. Он любит пистолеты и ножи.
Очень рано он понимает, что ненависть и страх в совокупности могут управлять людьми, даже
взрослыми. Он становится Маленьким задирой. Особенно он ненавидит власть, будь то родительская
или учительская. Он выглядит самонадеянным и абсолютно уверенным в себе, наезжая на всех.
Создается впечатление, что в его голове есть некий слуховой аппарат, который отключается как раз в
тот момент, когда учителя или родители раскрывают рты.
3. "Соревнующийся Карл" - это своего рода комбинация Тома и Фредди. Младший из троих
сыновей, он рано обучается драться и состязаться по любому поводу. Поскольку школа по сути
постоянное состязание, она становится его любимым занятием. На родителей, братьев и других детей он
смотрит как на "соперников". Стремление выиграть и быть лучшим становится важнее, чем сама учеба.
Hosted by uCoz