Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 89 
Next page End  

(тот же уровень); но, если ребенок приближается к полюсу действий, родитель должен
взаимодействовать с ним на том же уровне.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций, иллюстрирующих сказанное.
              Действия
                ---
                 |
     Родители -> | <- Дети
                 |
                ---
         Установки (Чувства)
Рис. 6. Континуум действия-чувства
1. Только установка. Ребенок приходит к родителю и жалуется на учителей и директора школы.
Это относится к области переживаний ребенка и выражается им только с помощью чувств или
установок к предмету разговора. Поэтому родитель отвечает в соответствии с его собственными
чувствами.
Родитель. С опытом понимаешь, что обсуждать других нехорошо. С другой стороны, нам всем
иногда нужно спустить пар. Так что сейчас, если хочешь, можешь позволить себе это.
Ребенок. Иногда я чувствую, что просто готов взорвать всю эту школу. Они заставляют парня
вкалывать, делают из него раба, и к чему все это приводит? Другие приходят в школу и получают
отличные оценки только по тому, что подлизываются к учителю. (Все это, конечно же, чистые эмоции.)
Отметьте пересечение представленных установок. Пока ребенок не выходит за пределы своих
эмоций, разговор будет продолжаться нормально.
2. Перед совершением действия.
Ребенок. Школа меня так бесит, что я готов пойти и перебить там все окна (выражает чувства и
намеревается действовать).
Родитель. Да, я вижу, что школа тебя действительно расстраивает. Но давай представим, что
будет, если ты на самом деле перебьешь все окна.
В данном случае ребенок движется от полюса чувств к полюсу действий. В дополнение к
выраженным чувствам он говорит об их отыгрывании. Здесь родитель имеет полное право перейти к
полюсу действий. Он выбирает стратегию прогнозирования последствий предполагаемого действия.
После рассмотрения действий и его последствий родитель поступит мудро, если пой дет дальше и
исследует, не изменило ли прогнозируемое развитие событий желания ребенка.
3. Решение о необходимости наказания после совершения проступка. Ребенок обругал друга и
объясняет свои действия - эту ситуацию можно отнести к сфере действий. Однако не страшно, если
реакция будет касаться чувств ребенка, так как неизвестно, "хорош" или "плох" его поступок, и
необходимо внимательное расследование инцидента. Важнее всего, что ни ребенку, ни окружающим не
было причинено вреда. Снисходительность в данной ситуации может даже помочь ребенку достичь
"катарсиса", который ему необходим, чтобы суметь посмотреть на ситуацию с объективной точки
зрения.
Ребенок. Я действительно обругал Джимми.
Родитель. Ну, я полагаю, что теперь ты расскажешь мне об этом. Ты считаешь, что поступил
справедливо?
4. Проступок совершен, и необходимо наказание. Если родитель решает наказать ребенка, он все
же способен отнестись к его личности безоценочно. Даже если ребенок совершил серьезный проступок,
родитель не обязан выражать свою морализаторскую установку и выступать в роли судьи.
Родитель. Я хочу поговорить с тобой о разбитых окнах в доме Смитов. Тебе ничего не хочется
сказать мне по этому поводу? Вряд ли я смогу тебе помочь, но, может, тебе нужно поговорить со мной
об этом? (Этим он предоставляет ребенку возможность выразить свои чувства.) Несколько позже он
может сказать:
"Из твоих слов я понял, что ты не чувствуешь за собой всей вины. Но все же здесь, как и в
Hosted by uCoz