Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 89 
Next page End  

по минимуму. В этом он похож на пациента, который пытается получить от психолога так много
поддержки, как только сможет. Актуализирующий работодатель должен по мочь служащему развить
независимость - в смысле научить его лучше делать свое дело. Но тогда по иронии служащий скорее
всего пожелает больше дохода и больше вознаграждений за работу, сделанную лучше, а практика
ведения бизнеса показывает, что есть определенные пределы возможной зарплаты. Эта трагедия видна
из того, как возросла автоматизация во всех сферах современного общества. Работодатель вынужден
учиться создавать вещи -- машины, заменяющие людей.
Существует еще одна параллель. С одной стороны пациент требует к себе повышенного
внимания в любое время дня или ночи, когда бы у него ни появились проблемы, и считает, что я обязан
ему помочь. С другой стороны, он думает, что вправе оплачивать мои услуги в соответствии со своими
возможностями. Некоторые пациенты даже хотят, чтобы я увиделся с ними просто так, когда они не
могут оплатить нашу встречу. Они манипулируют мной, заставляя меня думать, будто я слуга народа,
который не может отказать в помощи нуждающемуся. В ответ на это я могу им сказать лишь, что моя
расположенность к ним бесплатна, но они обязаны оплачивать то время, которое я затрачиваю на них.
Я буду продолжать относиться к человеку как к "ты", но мое время ограничено, поэтому его необходимо
компенсировать.
Нечто подобное имеет место и в отношениях между бизнесменом и его клиентами. Первый
понимает, что от него ожидают оказания определенных услуг, создания определенных удобств,
предоставления гарантий, качества, внимательного обслуживания, тогда как второй, уже далеко не
новичок в роли потребителя, дополнительно к указанным ожиданиям требует, чтобы у данного
бизнесмена цены были ниже, чем у его конкурента. (Вот вам и системы скидок, получившие в последнее
время такое широкое распространение.) Таким образом, реалии современной экономической жизни
заключаются в том, что предприниматель стремится предоставить как можно более дешевый продукт,
при этом ожидая от нас, покупателей, оплаты оказанных услуг.
Но в бизнесе существует такое явление, как реклама, и она усложняет представленную ситуацию.
Для того чтобы привлечь покупателей к определенному предпринимателю или продукту, реклама
пытается представить магазин или товар как самый лучший или самый дешевый, вне зависимости от
того, так это или нет. Реклама, конечно же, стоит денег, и это компенсируется за счет повышения цены
на продукт. Взять хотя бы такое явление, как дисконтные карты, которые мы получаем при покупке. Нам
кажется, что они достаются нам бесплатно и что с помощью них мы можем сэкономить, покупая
дорогостоящие товары. Но на самом деле мы уже за все заплатили при первой покупке, так как
стоимость дисконтной карты была добавлена к стоимости товара. В данном случае мы позволяем
манипулировать собой, хотя это и представляется нам довольно приятным.
Навязчивость продаж еще больше усложняет проблему "выгода против личности". Количество
проданного товара зависит от действий продавца. Типичный продавец заинтересован в доходе. Он
знает, что должен расположить к себе покупателей. Следовательно, продавец готов понести
значительные затраты на привлечение покупателей и завоевание их дружбы ради увеличения объема
продаж. Он является манипулятором высокого класса. Кстати, среди моих пациентов были продавцы.
Они вынуждены были оставить свою работу, так как больше не могли поддерживать псевдодружеских
отношений с людьми, к которым не испытывали никакого интереса. Типичный продавец ориентируется
на выгоду, он верен своей компании и продукту, предоставляя выборочную информацию о нем. Главная
цель его бизнеса - продажа товара (даже если он некачественный), так как успех его компании зависит
именно от этого.
Вот что в связи с этим думает Абрахам Маслоу /48/. Он предлагает бизнесмену попытаться
представить, что хороший покупатель - это рациональный человек, предпочитающий качество, что он
имеет вкус и способен здраво рассуждать. Такой покупатель понимает, что все бесплатные обеды и
праздники за казенный счет в действительности стоят денег, которые просто прибавляются к стоимости
товара. Поэтому Маслоу предлагает продавцу полностью перестроить себя и стать честным человеком,
который знает свой продукт и рынок, видит себя "посланцем" в мире бизнеса, полагается на добродетель
и ничего не скрывает. Для такого типа продавцов реализация товара вторична по сравнению с
интересами и потребностями покупателей. Они даже могут порекомендовать обратиться к услугам
другой компании, если действительно сочтут, что так будет лучше для покупателя. Я уверен, что
Hosted by uCoz