Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 20 
Next page End  

или в сколько-нибудь понятном смысле говорить об эволюции суммы из со-
вокупности слагаемых.
Возьмем какую-нибудь фразу из 12 слов и распределим эти слова по
одному между 12 лицами, поставим их в ряд или соберем в тесную группу
— и пусть каждое лицо мысленно произносит свое слово с наивозможно
большей напряженностью, и все-таки никому не придет в голову целая фра-
за. Правда, мы говорим о "духе века", о "народном чувстве" и, вообще, раз-
личным образом олицетворяем "общественное мнение". Но нам хорошо из-
вестен этот условный способ выражения, и мы никогда не помышляем о
том, чтобы "дух", "мнение" или "чувство" относились к некоторому доба-
вочному собирательному сознанию, а не служили для обозначения совокуп-
ности сознании отдельных индивидов, обозначаемой словами "век", "народ",
"общество".
Отдельные сознания не сливаются в высшее сложное сознание. Этот
факт всегда служил в психологии неотразимым доводом спиритуалистов
против сторонников ассоцианизма. Последние утверждают, что ум состоит
из множества отдельных идей, ассоциированных в одну. "Есть,
- говорят
они, - в нашем сознании идея а и идея b. Значит, есть также идея а и b, взя-
тых вместе, т. е. a+b". Говорить так - все равно что утверждать, будто в ал-
гебре квадрат а + квадрат b = квадрату
(a+b), т. е. [a²+b²= (a
+b)²]=a²+2a+b²]. Подобное утверждение
- очевидная нелепость. Идея а+
идея b не тождественны с идеей a+b; здесь - одна идея, там - две; в послед-
нем случае то, что познает а, познает также и b; в первом случае нечто, по-
знающее a, преднамеренно означено не знающим b.
Короче говоря, две
идеи в силу законов логики никогда не могут выражаться одной идеей. Если
какая-нибудь идея (например, идея a+b) следует в опыте за двумя раздель-
ными идеями (а и b), то мы должны ее считать продуктом позднейших осо-
бых факторов сравнительно с факторами, вызвавшими на свет существова-
ние предшествовавших идей а и b.
Впрочем, если вообще допускать существование потока сознания, то
всего проще было бы предположить, что существующие идеи всегда созна-
ются как отдельная струя этого потока. При восприятии множества объектов
в мозгу могут протекать многочисленные процессы. Но психическое явле-
ние, относящееся к этим многочисленным процессам, представляет одно
цельное устойчивое или преходящее состояние сознания, воспринимающего
разнородные объекты.
Душа как комбинирующее начало. Представители спиритуализма в
философии всегда были склонны утверждать, что одновременно познавае-
мые (разнородные) объекты познаются чем- то, причем это нечто, по сло-
вам этих философов, не есть чисто переходящая мысль, но некоторая про-
стая и не
изменяющаяся духовная сущность, на которую воздействуют, со-
четаясь, многочисленные идеи. В данном случае для нас безразлично, будем
ли мы называть эту сущность "душой", "духом" или "я",
- ее главнейшей
функцией все же окажется роль комбинирующей
среды. В душе мы встре-
тим носителя познания, отличающегося от того потока, в котором, как мы
выше указали, таинственный процесс познания мог совершаться с такой
простотой. Кто же на самом деле является познающим субъектом: неизмен-
ная духовная сущность или преходящее состояние сознания? Если бы мы
имели иные, до сих пор еще не предусмотренные основания для допущения
души в нашу психологию, то в силу этих оснований она, может быть, оказа-
Hosted by uCoz