Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 14 
Next page End  

Если задуматься о влиянии матери, которая по-настоящему любит себя, то
нельзя не понять, что нет более благоприятных условий для ребенка — по-
стижения им, что есть любовь, радость и счастье,
— чем быть любимым
своей матерью, которая любит и себя тоже.
Поняв в общих чертах, что такое эгоизм и что такое себялюбие, мы
можем продвинуться в понимании своекорыстия, которое стало одним из
ключевых символов современного общества. Это понятие еще более неоп-
ределенно, чем эгоизм или любовь к себе, и единственная возможность вне-
сти ясность и понять его истинный смысл
— это проследить его историче-
ское развитие. Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы обнару-
жить смысловые составляющие этого понятия и дать определение этого фе-
номена.
Существуют два принципиальных подхода к этой проблеме. Один из
них
— объективистский
— наиболее ясно выражен Спинозой, Согласно
Спинозе, своекорыстие, или интерес к “поискам для себя полезного”, есть
добродетель. “Чем более,
— говорит он,
— кто-либо стремится искать для
себя полезного, т. е. сохранять свое существование, и может это, тем более
он добродетелен; и наоборот, поскольку кто-либо небрежен собственной
пользой, т. е. сохранением своего существования, постольку он бессилен”
28
.
Согласно этому взгляду, интерес человека
— в сохранении собственного
существования, что равнозначно реализации, осуществлению его задатков.
Это понятие интереса к себе объективно, поскольку “интерес” трактуется не
в терминах субъективных ощущений, а в терминах сущности
— объектив-
ной — природы человека. Человек имеет только один действительный инте-
рес, а именно полное развитие своих задатков, осуществление себя как че-
ловека. Так же как для того, чтобы любить другого, надо знать его и пони-
мать его действительные нужды, точно так же надо знать себя, чтобы пони-
мать свои интересы и то, каким образом они могут быть удовлетворены. Но
из этого следует, что человек может обманываться относительно своих дей-
ствительных интересов, если он не знает в достаточной мере ни себя самого,
ни своих нужд, ни того, что наука о человеке служит основой определения, в
чем состоит собственно человеческий интерес к самому себе.
За последние три столетия понятие интереса к себе сузилось до такой
степени, что приобрело смысл, противоположный тому, который оно имело
в концепции Спинозы. Оно стало идентифицироваться с эгоизмом, с замы-
канием интереса на материальных доходах, на власти, на удаче; и, вместо
того чтобы оставаться синонимом добродетели, его новый узкий смысл пре-
вратился в этический запрет.
Такое извращение смысла понятия оказалось возможным в силу пово-
рота от объективистского к ошибочному субъективистскому его истолкова-
нию. Интерес к себе стал трактоваться не как присущее человеку свойство,
определяемое его природой, его человеческим существованием; соответст-
венно понятие, относительно которого кто-то и мог бы, может быть, заблу-
ждаться, было целиком заменено идеей, что то, что человек считает пред-
ставляющим его личный интерес, то и непременно является его истинным
своекорыстным интересом.
Современное понятие своего личного интереса являет собой странную
смесь двух противоречащих друг другу понятий: с одной стороны, понятия
из учений Кальвина и Лютера, а с другой — понятия, принадлежащего про-
грессивным мыслителям, начиная со Спинозы. Кальвин и Лютер учили, что
человек должен подавлять свой личный интерес и полагать себя инструмен-
                                                                
         
28
Спиноза. Соч.: В 2-х тт. Т. 2. Этика. Разд. IV. Теорема 20.
Hosted by uCoz