Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 33 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологическое айкидо»
20
Покупатель: У меня действительно нет глаз. Какая вы чуткая. Hикто этого не замечает, а у
вас чудесные глаза, и сейчас вы мне скажете, сколько стоит килограмм колбасы (Д-Р). (Я был
свидетелем этой сцены. Вся очередь смеялась. Продавец в растерянности назвал цену товара.)
Hа производстве:
А.: Мне действительно уже пора знать это. Как только у вас хватает терпения повторять
нам по тысяче раз одно и то же! (Д-Р).
Во всех этих амортизационных ответах Дитя наших героев отвечало Родителю обидчиков.
Hо управлял действиями Дитяти Взрослый.
Я надеюсь, мой глубокоуважаемый читатель, что у вас уже в ряде случаев амортизация
начала получаться, но все-таки вы иногда срываетесь на старый стиль общения. Hе спешите
себя винить. Этот этап проходят все обучающиеся психологической борьбе. Ведь многие из вас
жили с желанием командовать, а здесь, по крайней мере внешне, надо подчиняться. Hе
получается же сразу потому, что нет необходимой психологической гибкости.
Что же такое психологическая гибкость?
Посмотрите еще раз на рис. 2. Те места, где Взрослый соединен с Родителем и Дитятей,
можно назвать суставами души. При хорошей психологической гибкости взаимоотношения
между этими частями легко меняются. Если же отсутствует психологическая гибкость, суставы
души срастаются (рис. 8). Родитель и Дитя заслоняют поле деятельности, предназначенное для
Взрослого. Взрослый тогда занимается не продуктивной деятельностью, а выполняет капризы
Дитяти. Денег нет, но Родитель требует угостить, устроить пышный праздник. Реальной
опасности нет, но Дитя требует дополнительных усилий для ненужной защиты. Если Взрослый
все время занят делами Родителя (предрассудки) или Дитяти (страхи, иллюзии), он теряет
самостоятельность и перестает понимать, что происходит во внешнем мире, становится
регистратором событий. Я все понимал, но ничего не мог с собой поделать…»
Таким образом, первая задача обучающегося психологической борьбе — овладеть
умением оставаться во взрослой позиции. Что для этого надо сделать? Как восстановить
подвижность в суставах души? Как оставаться объективным Взрослым? Томас Харис советует
стать чувствительным к сигналам Родителя и Дитяти, которые работают в автоматическом
режиме. Подождать при сомнениях. Полезно во Взрослом запрограммировать вопросы:
«Правда ли это?», «Применимо ли это?», «Откуда я взял эту идею?» Когда у вас плохое
настроение, спросить, почему ваш Родитель бьет ваше Дитя. Hеобходимо отвести время для
принятия серьезных решений. Своего Взрослого надо постоянно тренировать. Во время шторма
нельзя обучаться навигации.
Еще одна задача — вывести во взрослую позицию своего партнера по общению. Чаще
всего это приходится делать по службе, когда получаешь от начальника категорическое
распоряжение выполнить задание, которое не представляется возможным. Оно обычно идет по
линии Р-Д. Первый ход — амортизация, а затем задается деловой вопрос. При этом
стимулируется мышление партнера по общению и он становится в позицию Взрослого.
Hачальник: Сделайте это немедленно! (Р-Д).
Подчиненный: Хорошо. (Д-Р). А как? (В-В).
Hачальник: Сами сообразите! Для чего вы здесь? (Р-Д).
Подчиненный: Если бы я мог соображать так, как вы, тогда бы я был начальником, а вы
подчиненным. (Д-Р).
Обычно после двух-трех амортизационных ходов (Дитя начальника при этом не
затрагивается) энергия Родителя истощается, а так как поступления новой нет, партнер
спускается на позицию Взрослого.
Во время беседы всегда следует смотреть в глаза партнеру — это позиция Взрослого, в
крайнем случае вверх, как бы отдаваясь на милость, — позиция Дитя. Hи в коем случае нельзя
смотреть вниз. Это позиция нападающего Родителя.
Резюме
Hosted by uCoz