Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 49 
Next page End  

я давно не видел. Он посмотрел в окно, показал мне неоновые вывески и гордо сказал: «Вот
это „Хитачи“, а это „Тошиба“». Пытаясь скрыть свой восторг, я решил, что мой внук в 2 года
уже может прочесть китайские иероглифы «Хитачи» и «Тошиба». Я спросил его маму, когда
он выучил китайский алфавит, и тут выяснилось, что он не читал «Хитачи» и «Тошиба»
по-китайски, а просто запомнил торговые марки как образы и так их различал. Надо мной
все смеялись, как над «глупым, любящим дедом», но я уверен, что такое бывает у многих.
Недавно я получим письмо от 28-летней мамы из Фуджисавы, которая прочла в
еженедельнике серию моих статей о раннем развитии. Из е¸ письма я узнал, что е¸ старший
2,5-летний сын начал запоминать марки автомобилей, когда ему было около 2-х лет. Уже
через несколько месяцев он мог легко назвать около 40 автомобилей и японских и
иностранных марок, иногда он мог даже назвать марку машины, которая стояла под чехлом.
А немного раньше, наверное под влиянием телепрограммы «ЭКСПО-70», он начал
запоминать флаги разных стран и теперь мог узнать и правильно назвать флаги 30 стран,
включая такие, как флаг Монголии, Панамы, Ливана – флаги, которые и взрослый вспомнит
с трудом. Этот пример говорит о том, что у детей есть одно качество, которого давно нет у
взрослых. Реб¸нок надел¸н замечательной способностью по образам узнавать предметы, что
не имеет ничего общего с анализированием, этому реб¸нок научится значительно позже.
Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, – способность младенца узнавать лицо
своей мамы. Многие малыши начинают плакать, если их берут на руки незнакомые люди, и
успокаиваются и улыбаются на руках у мамы.
В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в
нашей «Ассоциации раннего развития». Трехлетние дети легко запоминали такие сложные
китайские иероглифы, как «голубь» или «жираф». Дело в том, что для реб¸нка, который без
особых усилий запоминает даже малейшие изменения в выражении лица, трудные китайские
иероглифы – не проблема. В отличие от абстрактных слов, таких, как «девять», он может
легко запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие, как «жираф», «енот»,
«лиса», как бы трудны они ни были. Поэтому нет ничего удивительного в том, что реб¸нок
может обыграть взрослого в карты. Если взрослому сознательно приходится запоминать
место, число и картинку, то реб¸нок обладает замечательной образной памятью.
Реб¸нку легче понять алгебру, чем арифметику
Одна из фундаментальных идей математики – теория рядов. Взрослому, изучавшему
сначала понятие числа, а потом геометрию и алгебру, понять е¸ довольно трудно. А для
реб¸нка логику теории рядов или теории множества понять легко. Мадам Ришени Феликс,
признанный авторитет по обучению математике, утверждает, что реб¸нка можно начать
учить математике в любом возрасте.
«Ряд» или «множество» – это просто совокупности предметов с общими качествами.
Реб¸нок знакомится с ними, когда начинает играть с кубиками. Он бер¸т их один за другим,
различая по форме: квадратные, треугольные и т.д. Уже в этом возрасте он хорошо
понимает, что каждый кубик – это элемент «ряда», и что кучка кубиков – это один ряд, а
треугольников – другой. Такая простая идея, что предметы можно сортировать в группы по
определ¸нным характеристикам, является главным принципом, который лежит в основе
теории рядов. Для реб¸нка естественно, что он понимает простую и логичную теорию
множеств легче, чем сложную и замысловатую логику арифметики.
Итак, я убежд¸н, что традиционное представление, что арифметика проста, а алгебра
трудна, – это ещ¸ одно заблуждение взрослых о возможностях детей. Мозг реб¸нка легко
может воспринять логику теории множеств, что является началом для понимания основ
алгебры.
Вот пример арифметической задачи: «В зоопарке всего 8 животных, черепах и
журавлей. У них 20 ног. Сколько черепах и журавлей жив¸т в зоопарке?»
Давайте сначала решим эту задачу алгебраическим методом. Обозначим количество
Hosted by uCoz