Эвристика. Канеман и Тверски предположили, что при принятии решений часто используются
различные психол. упрощения, или эвристики. Однако использование таких эвристик нередко ведет к
тенденциозности, в рез-те чего игнорируется релевантная информ.
Усреднение. При анализе правил психол. комбинаторики, используемых при объединении
информ., обнаружилось, что люди при вынесении суждений обычно усредняют входные сигналы. Тем
самым они используют приемы интеграции информ., к-рые часто отличаются от предполагаемых в
формальном анализе.
Эксперты
Хотя дискреционный анализ часто показывает, что ЛПР ограничены в своих возможностях и
проявляют тенденциозность, известен ряд примеров на удивление удачных решений, принимавшихся
экспертами. Несмотря на многочисленные расхождения между нормативным и дискреционным
подходами, известно множество случаев успешного применения анализа решений в бизнесе и др.
областях. Это можно посчитать аномалией, но эти успехи частично подтверждают важность догадки
Бенджамина Франклина, касающейся выделения подзадач: почти всегда имеется возможность повысить
качество принимаемых решений, если разложить проблему на составные части.
См. также Групповое решение проблем, Промышленная психология, Стили лидерства,
Работоспособность
Ж. Шанто
Приобретенные побуждения (acquired drives)
Одна из самых бурных дискуссий, когда-либо имевших место в истории психологии,
развернулась вокруг того аспекта проблемы соотношения биолог. и соц., к-рый формулируется как
вопрос о том, яв-ся ли мотивы врожденными или приобретенными. Нек-рые психологи (наиболее
влиятельный из них У. Мак-Дугалл) придерживались теории инстинктов, согласно к-рой мотивы яв-
ся врожденными, индивидуально не приобретаемыми, универсальными в пределах биолог. вида или, по
меньшей мере, неизменными у отдельных его особей. Др. психологи, наиболее значительным
представителем к-рых был Дж. Б. Уотсон, утверждали, что мотивы приобретаются в процессе научения
и поэтому варьируют от индивидуума к индивидууму, от культуры к культуре и от особи к особи. Как и
в отношении социально биолог. проблемы в целом, интенсивность этой дискуссии угасла со временем.
Сейчас не вызывает сомнения, что все мотивы яв-ся продуктом взаимодействия биолог. и соц.
факторов. Если в этой связи и возникают к.-л. вопросы, то они касаются относительного вклада этих
факторов.
Часть мотивов, иногда наз. первичными побуждениями, или первичными драйвами, яв-ся в
основном биолог. Голод, жажда, избегание боли и половая потребность примеры таких первичных
драйвов. Но даже в этих случаях жизненный опыт играет определенную роль. Ритмы питания и
утоления жажды, чувствительность к боли и предпочтения в выборе половых партнеров в той или иной
степени подвержены влиянию индивидуального опыта. Др. мотивы, иногда наз. вторичными, или П.
п./драйвами, определяются преим. опытом, как это имеет место в случае страхов, привязанности к
родителям, наркотической аддикции и функционально автономных привычек, таких как скупость. Эти
примеры иллюстрируют лишь небольшую часть широкого разнообразия П. п. Они тж свидетельствуют
о том, что такие побуждения могут приобретаться в рез-те различных, по крайней мере внешне, форм
научения.
Приобретение страха
Одной из таких форм научения яв-ся классическое обусловливание. Эксперим. свидетельства
того, что нек-рые мотивы приобретаются в рез-те этого процесса, были получены в одном из самых
известных исслед. Уотсона и Рейнер, в к-ром они вырабатывали у мальчика, вошедшего в историю
психологии под именем «маленький Альберт», условную реакцию страха на белую крысу. Эту крысу
(УРЗ) показывали ребенку в сочетании с громким и неприятным звуком (БРЗ), вызываемым резким
ударом по находившемуся за его головой стальному бруску. Такой звук вызывал у ребенка реакцию
плача (БР). После неск. повторений Альберт начинал плакать уже при виде крысы (УР), и этот страх
генерализовался на др. объекты из меха, такие как меховой воротник или борода Деда Мороза. Попытки
повторить это исслед. Уотсона и Рейнер не всегда приводили к успеху, и Валентайн подытожил их
выводом, что условная реакция страха гораздо легче вырабатывается на «меховые объекты», такие как
гусеница или крыса, чем на др. объекты, такие как театральный бинокль. Несмотря на эти критические
высказывания, исслед. Уотсона и Рейнер сыграло важную роль в истории психологии. Оно
|