продемонстрировало, что реакции, к-рые прежде считались инстинктивными, более разумно
рассматривать как рез-т научения.
Реакции привязанности
Новорожденные особи мн. видов относятся к первому крупному, движущемуся и издающему
звуки объекту, к-рый они видят, как к своему родителю. В большинстве случаев такой объект
действительно яв-ся родителем, однако импринтинг, как наз. этот процесс, может приводить к
возникновению таких привязанностей к особям др. видов и даже к неодушевленным объектам.
Данные из различных областей свидетельствуют о том, что существенным компонентом такого
рода запечатленных реакций яв-ся мотивационный. Вылупившиеся из яйца птенцы, запечатлевшие к.-л.
объект, стараются держаться рядом с ним и преодолевают препятствия, чтобы приблизиться к нему;
кроме того, они издают пронзительные крики в его отсутствие. Процесс научения, вовлеченный в
импринтинг, имеет сильное сходство с классическим обусловливанием и м. б. его разновидностью.
Социальные способы
Литература в области приобретенной мотивации свидетельствует о том, что нек-рые мотивы
могут приобретаться на основе процесса, подобного инструментальному научению. Э. Ч. Толмен
приводит схематичное описание такого процесса. На рис. 3 в суммарном виде отражена его т. зр.,
согласно к-рой индивидуум с рождения обладает только набором биолог. драйвов. Эти драйвы
неизбежно подвергаются фрустрации, и для их удовлетворения индивидууму приходится вырабатывать
новые способы. Эти приобретаемые в процессе научения и приводящие к ослаблению фрустрации
способы реагирования включаются в индивидуальный репертуар реакций на окружающий мир. Как
показано на толменовской диаграмме, преобразования драйва (рис. 3) эти начальные примитивные
приспособительные акты индивидуума не могут оказываться адекватными во взаимодействиях со
всеми ситуациями. Они, в свою очередь, тж подвергаются фрустрации, в рез-те чего происходит новое
научение, и реакции индивидуума на окружающий мир подвергаются новой модификации. Следует
заметить, что до сих пор еще ничего не было сказано о мотивах. Однако при беглом взгляде на рис. 3
становится очевидным, что нек-рые из таких соц. способов относятся к тем, к-рые мы часто описываем
в мотивационных терминах. Агрессия, враждебность, соц. одобрение, верность, идентификация и
самонаказание все это термины, к-рые в психол. литературе чаще всего встречаются в контексте
мотива, нежели в контексте привычки. Это говорит о том, что в нек-ром смысле привычки яв-ся или
могут становиться мотивами. Г. Олпорт в одной из своих статей высказал именно такое предположение
и предложил понятие функциональной автономии, в соответствии с к-рым установившиеся привычки
становятся целями самих себя, т. е. становятся мотивами. Стоит отметить, однако, что понятие
функциональной автономии не объясняет таких эффектов; оно лишь описывает их.
Рис. 3. Схема преобразования драйва по Толмену
(Из: G. A. Kimble, Hilgard
and Marquis'
conditioning and learning, 1961. На основе работы Е. С.
|