организационные проблемы включают адаптационные структуры орг-ции, психол. климат, проблемы
руководства и системы мотивации.
Услуги П. к. п. оказываются наиболее эффективными, когда они опираются на оценку
потребностей орг-ции. К подлежащим оценке ключевым областям относятся демографические
характеристики работников, аттитюды, производительность труда, использование мед. страхования,
затраты на лечение, несчастные случаи и злоупотребление алкоголем. Услуги включают
консультирование и психотер. работников, информирование и предоставление сведений о
существующих системах соц. обслуживания, кризисное вмешательство, планирование карьеры, отбор
руководителей, профессиональная ориентация, осн. на клинических методах процедуры отбора
работников, профилактика несчастных случаев, оценка выплачиваемых работникам компенсаций за
производственные травмы, консультирование по трудоустройству, планирование выхода на пенсию,
консультирование по вопросам трудовых конфликтов, управление стрессом, биологическая обратная
связь, программы качества трудовой жизни, здоровье и консультирование родителей. Эти услуги
оказываются в соответствии со всеми нормами и законами, регулирующими право на
конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни.
Официально психол. знания стали применяться в трудовой сфере в начале XX в. Ранние взгляды
в отношении психол. ценности труда развивал в своих работах З. Фрейд.
Важным достижением психологов в период Первой мировой войны стала классиф. и отбор
новобранцев на службу в армию. В 1924 г. классические хоторнские эксперименты в Зап. электрической
компании (Western Electric Company) расширили психол. приложения с отбора и расстановки персонала
до более сложных областей трудовых отношений, мотивации, морали и консультирования работников.
В действительности же, программы консультирования работников появились гораздо раньше.
Программы консультирования работников, направленные на лечение алкоголизма, получили
широкое распространение в 30-х и 40-х гг. В 1943 г. Детройт Эдисон (Detroit Edison) наняла на работу
клинического психолога для оказания помощи работникам в решении их личных проблем. Мн. из
программ, появившихся в тот период, впоследствии развились в знач. более сложные и комплексные
подходы в сравнении со своими прототипами.
Профсоюзы тж способствовали осознанию необходимости уделять должное внимание личным
проблемам работников. Нек-рые профсоюзы организовали службы психич. здоровья на базе своих мед.
центров.
В 1970-х гг. большинство компаний приступили к развертыванию новых программ или
укреплению профессионального состава существующих служб путем включения в них
лицензированных психологов. Программы консультирования работников сегодня имеются в
корпорациях, относящихся ко всем сферам бизнеса и пром-сти.
Параллельно этому шло развитие движения за челов. отношения (human relations movement), к-
рое началось в американском бизнесе и пром-сти в 60-х и привело к более широкому внедрению
приложений промышленной психологии. Работы Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга и А. Маслоу по
мотивации и удовлетворенности трудом сыграли важную роль на раннем этапе развития этого
движения.
В промышленной психологии общепризнанно, что осн. причиной таких организационных
проблем как высокая текучесть кадров, хронические прогулы и опоздания, затраты на замещение
опытных работников и ценных руководителей, производственный травматизм, преждевременные
смерти и высокий коэффициент использования мед. страховок, яв-ся, гл. обр., личные и межличностные
проблемы отдельных работников. Исслед. показывают, что источники св. 75% наиболее значительных
реакций людей на стресс коренятся в их личной жизни. Эти реакции на стресс впоследствии
переносятся на трудовую деятельность, эффективность к-рой страдает из-за поглощенности работника
др. проблемами.
См. также Удовлетворенность работой, Административно-трудовые отношения,
Промышленный клинический психолог
X. В. Шмиц
Промышленная и организационная психология (industrial / organizational psychology)
П. и о. п. имеет дело с людьми на рабочих местах. Она занимается выяснением того, какое
влияние оказывают на людей структура промышленной орг-ции, принятые в ней порядки, товарищи по
работе, менеджеры, а тж физ. и соц. производственная среда. Будучи многоотраслевой дисциплиной, П.
|