Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1016 of 1766 
Next page End  

и о. п. имеет в своем составе разнотипные отрасли. Две самых важных — это психология персонала,
занимающаяся вопросами набора, отбора, обучения и оценки работников и оказанием им помощи в
контексте текущих и будущих потребностей орг-ции, и организационная психология, к-рая изучает, как
люди строят отношения друг с другом и с орг-цией и как можно учесть их эмоциональные и соц.
потребности. Эргономика занимается модификацией орудий труда и др. аспектов физ.
производственной среды, с тем чтобы облегчить труд и повысить его эффективность и безопасность, а
психология потребительского поведения изучает, как можно «подогнать» производимые орг-циями
товары и услуги к потребностям и желаниям потребителей и наладить эффективный сбыт.
Значение П. и о. п.
Хотя эта прикл. отрасль психологии изучает людей гл. обр. в рабочей обстановке, исследуемые
ею проблемы и найденные решения касаются мн. аспектов повседневной жизни. Мн. люди посвящают
работе больше времени бодрствования, чем к.-л. др. занятию, и обретают самоуважение и соц. престиж
в основном через профессиональную идентификацию. Если их работа идет успешно, то они, скорее
всего, будут довольны жизнью; неудовлетворенность работой может сделать их несчастливыми
людьми. Практически все, чем пользуются люди: одежда, жилье, транспортные, мед. и образовательные
услуги, развлечения — яв-ся продуктом труда, и приобретение этих товаров и услуг становится
возможным благодаря усилиям всех трудящихся, от владельцев предприятий и менеджеров до только
что поступивших на работу сотрудников.
Расцвет или упадок целого государства зависит не столько от его природных ресурсов,
географического положения или социально-политической истории, сколько от его рабочей силы. Нек-
рые страны, имеющие неблагоприятное географическое положение и непростую историю, достигли
уровня успеха, к-рому завидуют мн. др. нации. Такой успех — заслуга народов этих стран, он достигнут
руками людей и благодаря их отношению к труду. Поэтому психология персонала яв-ся одной из
важнейших областей как с т. зр. отдельного чел., так и с позиции компании или даже государства в
целом.
Без такой дисциплины как эргономика, автомобили, мебель, бытовые приборы и хирургические
инструменты оказались бы менее удобными для пользователей из-за того, что при их проектировании
не были должным образом учтены челов. факторы. Без эргономики возможности развития таких
областей техники как воздушный транспорт или робототехника были бы ограничены, а исслед. космоса
и пр-во ядерной энергии было бы практически невозможным. Наконец, психология потребительского
поведения касается повседневной жизни каждого чел.; почти все, чем владеют люди, они приобретают,
принимая прямое или косвенное решение о покупке.
История П. и о. п.
П. и о. п. — сравнительно новая специализация психологии. Как прикл. область она
ориентирована на решение проблем, и два периода ее наиболее быстрого развития связаны с Первой и
Второй мировыми войнами.
Начальный период развития П. и о. п.
Как особое иск-во П. и о. п. яв-ся ровесницей цивилизации, но как официальная научная
дисциплина она сложилась в начале XX в. До 1915 г. в Северной Америке работали только двое ученых,
к-рых можно было назв. промышленными психологами: Г. Мюнстерберг и У. Д. Скотт. Оба они
получили докторские степени по эксперим. психологии в Германии под руководством В. Вундта. Роль
основателя промышленной психологии обычно приписывают Скотту, поскольку в начале 1900-х гг. он
опубликовал неск. книг, посвященных рекламе. Эти книги положили начало превращению психологии
из чисто академической тж и в прикл. дисциплину. В 1919 г. Скотт основал первую консультационную
фирму, специализировавшуюся на кадровых проблемах.
Первые психологи, практиковавшие в области промышленной психологии и находившиеся под
влиянием вышедшей в 1913 г. книги Мюнстерберга «Психология и эффективность производства» (The
Psychology of industrial efficiency), занимались в основном проблемами отбора и расстановки кадров,
техники безопасности и рекламы. Мюнстерберг был харизматической личностью: этот немецкий
психолог, преподававший курс тестирования в Гарварде, стал первым консультантом по работе с
кадрами (для компании Boston Street Railroad),
а впоследствии и президентом Американской психол.
ассоц. (АПА). Его влияние стало слабеть после сто смерти, когда в 1917 г. США объявили войну
Германии.
Др. влиятельной фигурой был Ф. У. Тейлор. В последние годы XIX в. он работал инженером на
большом американском сталеплавильном заводе и разраб. стратегии орг-ции труда, влияние к-рых
ощущается до сих пор. В своей книге «Принципы научного управления» (Principles of scientific
Hosted by uCoz